История создается не только перьями и мечами, но и красками, и образами
Рождение цвета и символа
Сколько лучей у солнца на казахстанском флаге? А какая разница? - спросит иной невежда. Огромная - ответим ему мы. Ибо в геральдике не то что число лучей на символическом солнце или перьев на парящем орле, но и поза орла, и место солнца на полотнище флага имеют особое значение.
На неделе страна отметила День государственных символов, а ведь были годы, когда день этот проходил незаметно и буднично. А смысл этих символов не особенно кого-то интересовал. Разве что геральдистов (коих в стране единицы) да единичных журналистов. А ведь день этот тоже был символическим.
Те, кто находился тогда в зале заседаний Верховного Совета в Алматы (к коим относится и автор этих строк), стали участниками и свидетелями ожесточенной и увлекательной дискуссии между депутатами, художниками-авторами различных гербов и флагов и главой государства. Варианты новых символов только что рожденной страны предлагались самые разнообразные, идеи высказывались радикально неожиданные, а замечания и сомнения выступающих порою так веселили зал, что хохот депутатов напоминал реакцию во время спектакля в театре сатиры и юмора.
Например, изображение шанырака в центре герба один депутат (не будем называть фамилий, тем более, что иных из этих достойных мужей уж и нет среди нас) сравнил с “аксессуаром женского интимного гардероба”. А уж рогатые тулпары и вовсе вызвали возмущение среди десятков тогдашних народных избранников: мол, знают ли художники, что означают рога? Каким “символом” мужского унижения они являются?
Но после вмешательства главы государства герб в его почти нынешнем виде был уже выставлен на голосование. Но только не с пятиконечной, а с восьмиконечной звездой. Нурсултан Абишевич все-таки предложил поменять восемь лучей на пять - в знак преемственности эпохи наступающей с историей только что минувшей.
Не меньше прений вызвал и флаг, который первоначально в окончательном варианте имел также восьмиконечную звезду в крыже и полумесяц с тремя звездами посередине. Кстати, был он темно-синего цвета, а не голубой, как сегодня. Но и тут слово президента оказалось решающим. Утвердили рисунок того флага, который три недели развевался над страной в качестве государственного: темно-синее полотнище с солнцем и беркутом и красным (именно красным) орнаментом у древка.
Такие флаги и были подняты через день после исторического обсуждения - над тогдашним зданием МИДа (на улице Панфилова) и над Театром имени Абая. Но через три недели, 25 июня, перед очередным пленарным заседанием Верховного Совета в зал зашел какой-то мужичок в рабочем халате и в кепочке и... унес темно-синий флаг, а занес уже голубой с золотым орнаментом, а не с красным.
На изумление депутатов председатель Верховного Совета Серикболсын Абдильдин ответил, что, мол, темно-синий у геральдистов якобы не гармонирует в такой цветовой гамме, то есть с красным и золотым, и они с президентом посоветовались и решили, что гораздо лучшей гаммой будет именно такая, какую вы видите.
Так родились флаг и герб. Музыку гимна решено было оставить пока прежней. И началась жизнь совершенно новых, невиданных прежде в качестве таковых и никогда не изображавшихся символов. Они впервые появились на свет именно 4 июня 1992 года, чтобы ни утверждали некоторые “знатоки” геральдики или “специалисты” по символике.
И дело даже не в том, что геральдически казахстанский флаг излишне перегружен довольно сложными по изображению символами, а герб, напротив, весьма лаконичен, но не очень выразителен, а в том, что флаг и герб по-своему оригинальны и быстро заняли почетное место среди государственных символов мира. Например, казахстанский флаг ни с каким иным спутать невозможно.
Кстати, лучей у солнца на флаге вначале было двадцать четыре, но позже стало тридцать два.
|