|
Юлиана Жихорь
Химическая промышленность становится лидером индустриализации. Об этом заявили на днях в правительстве. Впрочем, там же сообщили, что все ныне реализуемые и запланированные проекты “ощутимые результаты” для экономики дадут лишь после 2020 года
Развивать химическую отрасль в стране хотели давно. Начали не очень давно. Но, если судить по отчету правительства, достигли неплохих результатов и даже смогли вывести некоторые предприятия в число, как их раньше называли, “корпоративных лидеров”: их продукция ориентирована на экспорт. Причем речь идет не только о крупных, но и средних по объемам производства предприятиях.
В целом, как считают в Кабмине, подобный взлет химотрасли - результат грамотного “стратегического видения”. Мол, раньше план действий по развитию химпрома был “тактическим, концентрировался на узкопрофильных задачах для решения текущих проблем существовавших предприятий и носил реактивный характер”.
Четыре года назад правительство привлекло “экспертов с глобальной компетенцией”. Разумеется, импортных - компанию Nexant. Она-то и разработала мастер-план, в котором были учтены “глобальные тенденции” и сформулированы страновые приоритеты через первичный анализ более 300 продуктов, из которых составлен список 55 перспективных и отобраны 36 приоритетных. Тогда же, как сообщил заместитель премьер-министра - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, было “сформировано четкое понимание по основным группам: нефте- и газохимия, неорганические продукты, химия для сельского хозяйства”. И написана отраслевая программа по развитию химической отрасли на 2010-2014 годы. Главным ее направлением стала модернизация действующих производств, создание новых и в целом строительство институционального каркаса отрасли.
Одним из ключевых проектов, пропагандировавшихся даже президентом страны, является Интегрированный газохимический комплекс в Атырауской области. Проект реализуется “под кураторством МНГ АО “ФНБ “Самрук-Казына” через дочернее ТОО “ОХК”. Как сообщил Исекешев, первая фаза по производству полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год (объем производства около 90 миллиардов тенге) будет завершена в 2015 году. Вторая фаза - доведение производства полиэтилена до 800 тысяч тонн в год - будет завершена в 2016 году.
Если верить правительству, иностранные инвесторы буквально в очередь выстраиваются, чтобы получить разрешение на открытие химических производств в Казахстане. Так, группа международных инвесторов обратилась с официальным предложением о приобретении калийных месторождений в Актюбинской области и производстве калийных удобрений с общим объемом инвестиций в миллиард долларов. Производством синтетических каучуков (база для шинной, резино-технической промышленности) хотят заняться японская Marubeni и Plenum (ОАЭ). Да и действующие проекты, в основном, реализуются за счет частных инвестиций.
В целом, заявил Серик Ахметов, “объемы производства и экспорта химической продукции выросли в два раза”.
Впрочем, для дальнейшего роста отрасли и столь же успешного ее функционирования, чтобы она дала, как выразился Серик Ахметов, “синергию в другие отрасли, в том числе малый и средний бизнес”, требуется решить еще несколько проблемных вопросов. Например, обеспечить доступ инвесторов к химическому сырью, развивать инфраструктуру. В первую очередь произведенную, транспортную и научную. С последней у нас в стране проблема. “Отечественный научный потенциал не востребован”, - пожаловался Исекешев. И в первую очередь потому, что отечественные ученые “не в полной мере владеют информацией о технологических потребностях отрасли”.
Ну и, конечно же, кадры. С этим у нас, кажется, в любой отрасли дефицит. “Дожились, что у нас в Астане сегодня самый больший дефицит строителей, сварщиков, крановщиков, нормальных специалистов. А почему строители сами не готовят (специалистов. -
“НП”)? Средние компании пусть объединяются, создают центр (обучения. -
“НП”), а нет - пусть платят крупным компаниям и обучают в их центрах своих специалистов”, - заявил Серик Ахметов. Аналогичная политика должна быть и в химической отрасли. К 2020 году потребуется не менее 15 тысяч сотрудников различной квалификации, из которых более трех тысяч должны иметь высшее образование, около двух тысяч - среднетехническое. Остальные - быть квалифицированными профессиональными рабочими.
“Нельзя в такой сложной отрасли нашей экономики - химической, нефтехимической, чтобы подготовкой кадров занималось только Министерство образования. В первую очередь, о чем президент говорил, новые компании должны сами создавать центры образования, центры технического переобучения”, - заявил Ахметов.
В случае, если к 2020 году Казахстан не сможет набрать достаточного числа квалифицированных спецов, то, как предрек Ахметов, не остается другого пути, как завозить иностранных специалистов, вплоть до рабочей силы.
Астана |