|
Ольга Шишанова
За последние несколько дней законопроект “О дорожном движении” мажилисмены, кажется, выучили назубок - недаром ими было внесено в него свыше двух тысяч поправок. Впрочем, это все равно не позволило парламентариям прийти к окончательному решению
Так, камнем преткновения стала процедура отмены регистрации и учета органами дорожной полиции лиц, управляющих транспортными средствами по доверенности. Дело в том, что МВД - в пику депутатам - настаивает на своих требованиях, которые вовсе не предусматривают упрощения требований к владельцам автомобилей.
Скорее, напротив, дорожная полиция весьма негативно относится к идее отмены доверенностей на управление автотранспортом, с которой вот уже более полугода “носятся” депутаты. В своих обоснованиях мажилисмены ссылаются на определенный мировой опыт, где не предусмотрены такие процедуры, при этом лицу, не являющемуся собственником транспортного средства, достаточно наличия технического паспорта, водительского удостоверения и страхового полиса.
Однако вице-министр внутренних дел Амантай Куренбеков считает, что “по нашему мнению, данная практика для нынешней ситуации в Казахстане пока неприемлема”, приводя в качестве основного аргумента возможность оперативного раскрытия преступлений, так как данные базы “Доверенность” содержат сегодня около трех миллионов сведений. “А основная масса преступлений совершается с применением транспортных средств”, - говорит Куренбеков.
В то же время, по его словам, полиция не собирается отставать от мировых тенденций и сегодня “уже работает над вопросом регистрации лиц, управляющих автотранспортом, в режиме онлайн на портале электронного правительства”. Такая возможность может быть введена для тех, кто без нотариуса оформил простую доверенность в письменном виде, с идентификацией как собственника, так и доверенных лиц.
Противится МВД и предложениям депутатов об отмене обязательного прохождения техосмотра автомобилей, которые находятся в некоммерческой эксплуатации у физических лиц - их в Казахстане 80 процентов от общего числа транспортных средств.
“Техосмотр - это фактически единственный инструмент государства, который обязывает собственника содержать свой автотранспорт в надлежащем состоянии”, - полагает Амантай Куренбеков. Сегодня в республике весьма низка доля ДТП по причине неисправности автомобилей, что говорит о “серьезной профилактической роли в деле обеспечения безопасности дорожного движения”.
Эти данные подтверждает и вице-министр МТК РК Роман Скляр. По его словам, “в прошлом году в ходе прохождения техосмотра было выявлено 132 тысячи автомобилей, в нынешнем - уже 78 тысяч 500 авто не прошли техосмотр из-за выявленных неисправностей”.
Между тем, согласно мировому опыту, в Грузии техосмотр легкового автотранспорта с целью выработки оптимальной системы был приостановлен до 2013 года, хотя уже известно, что обязательный техосмотр в стране будет введен с 1 января 2014 года. В Кыргызстане техосмотр сегодня доброволен, тем не менее и эта республика рассматривает возможность возврата к обязательному ТО. В Украине техосмотр отменен, зато выросло число ДТП.
В США техосмотр транспортных средств не обязателен в 13 штатах, в остальных 39 его никто отменять не собирается. Однако отсутствие ТО в тех же 13 штатах мотивировано полицией США тем, что в отличие, скажем, от ситуации на территории бывших стран СНГ, “основная доля автовладельцев производит замену автомобилей каждые четыре-пять лет”.
Таким образом, государственные органы оказались единодушны в своем решении, не приветствуя предложение депутатов об отмене обязательного техосмотра.
Наоборот, МТК считает, что “необходимо ужесточить требования к центрам, где проводятся ТО, установив их ответственность за ДТП, случившееся по невыявленным техническим неисправностям автомобиля”, а также “установить административную ответственность за отдельные нарушения, которые ранее не были предусмотрены этим кодексом”.
Нововведением при этом может стать и электронное освидетельствование взамен бумажного, выдаваемого ранее.
Учитывая все новшества, по мнению депутата Рамазана Сарпекова, второе чтение законопроекта может состояться лишь в конце текущего года.
Астана |