|
Алан Байтенов
Ежегодно Алматы тратит серьезные суммы на решение транспортных вопросов (например, в этом году планируют освоить около 40 миллиардов тенге). Однако, несмотря на все старания местных властей, потенциал реализуемых проектов остается раскрытым не полностью. Взять, к примеру, важнейший для южной столицы проект - Восточную объездную автодорогу (ВОАД). Казалось бы, все идет по плану и большая часть работы уже сдана. Но вот досадная мелочь - небольшой участок почему-то решили оставить нетронутым до 2018 года. Это уцелевший по непонятным причинам допотопный перекресток при повороте на Ремизовку (на проспекте Аль-Фараби), который серьезно осложняет движение, особенно в часы пик. Тем самым из-за небольшого штриха на уже практически завершенном полотне ВОАД прорывной транспортный проект превращается в долгострой
Строительство ВОАД начали в апреле 2007 года. Общая стоимость проекта - более 57 миллиардов тенге. И эти средства рискуют быть бессмысленно потраченными до 2018 года. Сейчас объясним почему.
Конечно, в процессе строительства ВОАД были и сложности. Однако в целом программа по развитию магистральной улично-дорожной сети доказала свою эффективность. Более того, со строительством дополнительных развязок на улице Саина и проспекте Аль-Фараби город действительно вздохнул. Первое, что отмечают автомобилисты, - существенно сократилось время в пути.
Конечно, не всегда получается “прохватить” по тоннелям с предельно допустимой скоростью, но даже в часы пик поток не стоит, а постоянно движется. В частности, введение в строй дополнительных конструкций по улице Саина на пересечении, например, с улицей Жубанова позволяет почти беспрепятственно (то есть не тратя время на светофоры) проходить, например, с юга на север. Стало проще передвигаться и по проспекту Аль-Фараби. Здесь работают конструкции, расположенные на улицах Жарокова и Дулати.
Вообще, по планам городской администрации, в этом году введут в строй всего 6 развязок - 1 августа этого года уже полностью завершат проекты на пересечении улиц Саина и Торайгырова, Саина и Жубанова, проспекта Райымбека и улицы Момышулы, а также на пересечении улицы Халиуллина с Талгарским трактом. 1 июля полностью завершат развязку на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Дулати, а в октябре завершат строительство конструкции на проспекте Аль-Фараби и улице Розыбакиева. Облегчают ситуацию и наземные пешеходные переходы, которые существенно поднимают среднюю скорость транспортного потока. Тем самым, по плану, мы сможем воспользоваться всеми преимуществами ВОАД уже в самое ближайшее время. А городские власти наконец добьются своего - оттянут большую часть автомобилей из центра и разгрузят многие направления.
Но вот на фоне всех этих преимуществ введения ВОАД в проекте все еще остаются “узкие” места. К примеру - последний оставшийся и откровенно неудобный левый поворот с проспекта Аль-Фараби на Ремизовку. На этом участке всегда были сложности (перекресток находится на пути движения к спальным районам), а совсем недавно его загрузили еще больше, установив знак, согласно которому с крайней левой полосы поворачивать можно исключительно налево. Что равносильно отъему 30 процентов пропускной способности участка.
Еще более непонятно это решение (установка знака), принимая во внимание программу борьбы с левыми поворотами. При этом, по плану, только проектирование развязки на этом участке начнется в 2016 году. А построят эту конструкцию не раньше 2018 года. Тем самым все средства, потраченные в рамках проекта (напомним, это более 57 миллиардов тенге), по большому счету, заморожены до 2018 года. Фактически все, что построено сегодня, во многом теряет смысл из-за вот этого небольшого штриха. Тем самым весь поток в часы пик тормозится только в одном месте, и все дорогостоящие старания по нейтрализации заторов (в том числе и борьба за экологию) оказываются малоэффективными.
Интересно, что же заставило разработчиков стратегического плана отложить такую мелочь (если сравнивать с тем, что уже сделано) на столь долгий срок? Понятно, если бы возникли сложности с выкупом земель для строительства транспортной развязки. Но ведь рядом с перекрестком - государственный вуз КазНУ. А с крупным собственником, да еще и такого статуса, договариваться гораздо легче, чем с каждым частным землевладельцем.
Может, на самом деле есть серьезные причины, из-за которых решено было отложить последний шаг в логическом завершении проекта на 5 лет и фактически остановить весь ВОАД на одном-единственном перекрестке? Хотелось бы выслушать ответственных за транспортную инфраструктуру города. Особенно принимая во внимание, что предлагаемая конструкция не будет отличаться сложностью и дороговизной. Как говорят специалисты, можно обойтись так называемыми “подковами” (что-то наподобие разворотов около торгово-развлекательного комплекса, что находится неподалеку от упомянутого перекрестка).
В принципе, есть объяснение тому, почему этот поворот до сих пор в деле. Если называть вещи своими именами, район Ремизовки - что называется, “крутой”. Если бы не это пикантное обстоятельство, поворот бы давно убрали, а двигающимся по направлению в Ремизовку предлагалось бы продолжить движение до развязки на Жарокова и только там развернуться в обратном направлении. Но ведь и тем самым “крутым” инженерная конструкция была бы очень кстати. А по плану, ждать нужно будет еще до 2018 года...
Однако каждый план можно скорректировать. На наш взгляд, необходимо еще раз вернуться к срокам и приоритетам строительства. А именно - завершить наиболее важные участки проекта как можно скорее. В частности, сейчас самым уязвимым звеном проекта ВОАД и общей разгрузки городских магистралей является именно проспект Аль-Фараби. К сожалению, это так - сегодня он не справляется с возложенной на него ролью наиболее важного участка проекта ВОАД. В первую очередь, на территории этого проспекта до сих пор сохраняются “бутылочные горла” (сужения проезжей части в районе пересечения улицы Желтоксан, а также в районе пересечения улицы Водозаборной с проспектом (недавно введенная полоса для городского транспорта существенно осложняет движение на этом участке). И, конечно же, необходимо обратить внимание на совершенно допотопный способ регулирования транспортных потоков на перекрестке Аль-Фараби - поворот на Ремизовку.
Еще раз хотелось бы отметить - вся абсурдность и нелогичность ситуации в том, что недорогую и столь необходимую конструкцию нужно ждать еще 5 лет. При этом еще 5 лет ВОАД не сможет работать в полную силу, и еще 5 лет проект нельзя будет считать завершенным окончательно. |