Юлиана Жихорь
Тиын как угроза национальной безопасности
Уже много лет прошло, как из обихода обывателей ушли тиыны. Однако в безналичных расчетах они все еще продолжают существование. По мнению депутатов мажилиса, национальные копейки “затрудняют процедуру контроля за финансовыми средствами и исполнением налоговых обязательств”
Больше 10 лет прошло с момента, когда приняли решение об изъятии из денежного обращения тиын. Но во всех платежных документах их использование до сих пор продолжают. Прописанные копеечки традиционно округляются до тенге - либо в сторону уменьшения (если в счете сумма тиын менее 50), либо в сторону увеличения.
“Используемая коммунальными службами форма счетов на оплату и система платежей с округлениями вынуждают потребителей задаться вопросом, где оседает разница между начисленными платежами и оплаченными счетами?” - интересуется в своем депутатском запросе мажилисмен Екатерина Никитинская.
По ее словам, “применение округления при закрытии банковских счетов приводит к незначительным, но убыткам для банков, так как операции по округлению до одного тенге превалируют над операциями в сторону обнуления”. “Наличие остатка в тиынах на банковских и иных лицевых счетах создает проблему при подаче налоговых деклараций и их проверке налоговыми органами, поскольку утвержденная форма декларации №230 не содержит графы “тиын”. Вместе с тем, в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу и имуществу, необходимо отражать точную сумму денежных средств, находящихся на банковских счетах, в том числе карт-счетах и вкладах в банковских учреждениях. Декларанты, применяя правила округления, в декларации ставят ноль, а при фактической проверке на счету выявляется положительный остаток в тиынах”, - говорится в ее запросе на имя премьер-министра.
Как следствие, возникает нестыковка финансовых данных предприятий с информационной базой налоговых органов в рамках камерального контроля, “поскольку при использовании различных программных продуктов режим округления нецелых величин происходит по-разному”: “Применение тиынов в банковских операциях и финансовых расчетах усложняет процедуру финансового и налогового учета, приводит к постоянному наличию переплат и/или задолженностей, затрудняет процедуру контроля за финансовыми средствами и исполнением налоговых обязательств”.
Депутат попросила премьера прекратить, наконец, хождение тиын на территории страны во всех видах платежей.
Запрос еще одного мажилисмена, Серика Сейдуманова, тоже касается цифр. Но только школьных. Он предложил министру образования пересмотреть систему шкалы оценок учащихся. Сегодня “пятерку” ученик может получить, если выполнит 88-100 процентов заданий, “четверку” - за выполнение 75-87 процентов, оценку “удовлетворительно” - в случае выполнения 60-74 процентов заданного. Менее 60 процентов - оценка “неуд”.
“Таким образом, ученик, выполнивший 59 или всего 5 процентов задания, получает неудовлетворительную оценку”, - констатирует статистику депутат. И переживает, что подобное “двоечное уравнивание” приводит к тому, что многие школы не смогут преодолеть 70-процентный барьер в ходе аттестации, а школьники (особенно ученики 9-х классов) испытывают затруднения в продолжении учебы. Например, в колледжах.
“Гуманнее будет по отношению к учащимся, если изменить требование к удовлетворительной оценке, определив ее хотя бы с 50 процентов”, - заявил депутат, добавив, что, на его взгляд, это “объективный уровень оценок “удовлетворительно”.
Помимо этого существующая шкала оценок при аттестации существенно отличается от шкалы переводов баллов сертификата ЕНТ в оценки. Согласно действующим правилам, “удовлетворительно” на ЕНТ ставится при более низком выполнении задания, и это требование для получения аттестата об окончании общего среднего образования вполне приемлемо. “Возникает вопрос, почему при аттестации школ нельзя использовать процентную шкалу оценок по аналогии шкалы перевода баллов сертификата ЕНТ в оценки?” - недоумевает парламентарий.
Астана |