|
Константин Маскаев
В Казахстане предложили лишать работы на госслужбе тех, кого уличили в коррупции. Причем пожизненно: поймали на взятке или обнаружили лоббирование интересов “особого” свойства - дорога на госслужбу закрыта навсегда. Даже и для тех граждан, кто на госслужбе занят не был, но взятку сунул.
Это лишь часть жестких мер, которые находятся в стадии проекта нового Уголовного кодекса
Об инициативах рассказал в мажилисе помощник Генерального прокурора Казахстана Нариман Касымбеков, где обсуждался законопроект “О противодействии коррупции”.
Пока, правда, не ясно, какие инициативы попадут в очередную редакцию УК. Но многие из них вызывают интерес. И в первую очередь потому, что оказались очень созвучны с общественным мнением - благодаря своей жесткости. Народ не скупится на яркие высказывания в комментариях, смысл которых, откинув непечатное слово, можно свести к следующему: давно пора вытравлять это социальное зло самыми радикальными мерами.
Для примера. Те, кто попал за решетку за совершение коррупционных преступлений, могут не рассчитывать на условно-досрочное освобождение, как и на условные наказания. То есть предлагается сажать безоговорочно. И исключить возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.
Уличенные в коррупционных действиях чиновники, даже если не являются должностными лицами, также должны пожизненно лишиться возможности поступить на госслужбу.
Предлагают расширить и перечень коррупционных преступлений. К таковым намерены отнести организацию незаконного игорного бизнеса, совершенное должностным лицом лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если участие связано с предоставлением льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.
Новый Уголовный кодекс может перекрыть и такую лазейку, как сроки давности для совершивших коррупционные правонарушения.
Также на суды могут быть возложены обязанности вносить представления на лишение званий и государственных наград при осуждении за коррупционные преступления.
Обрадовал комментаторов и новый “ценник” за коррупционные преступления. В частности, дополнительно могут быть введены штрафы, кратные сумме или стоимости взятки!
За взятку до 50 месячных расчетных показателей (МРП) автоматом вменять штраф в 20 раз больше суммы полученной взятки. От 50 МРП до 3000 МРП - в 30-кратном размере. От 3000 МРП до 10 000 МРП - в 40-кратном размере. И свыше 10 000 МРП - в 50-кратном размере.
Во всем мире коррупцию принято относить к наиболее опасным общественным явлениям. Сама по себе коррупция не так опасна. Но те процессы, которые она обслуживает, могут иметь серьезные последствия. Взятка инспектору дорожной полиции за несоставление протокола на нетрезвого водителя выпускает на дорогу потенциального убийцу. Коррупционеры способствуют появлению врачей, которые не умеют лечить, и учителей, которые не умеют учить. Чиновники из пожарного надзора или речного пароходства способствовали трагедиям в пермском клубе “Хромая лошадь” и на дряхлой “Булгарии”. Коррупционные преступления нашли и в деле о прорыве плотины, смывшей большую часть казахстанского селения Кызылагаш. Теперь взятки всплывают в ходе расследований авиакатастроф военных самолетов. Когда приходят чиновники, что тихо приторговывают родиной, коррупция начинает угрожать в том числе и национальной безопасности.
Самой решительной политикой в борьбе с этим злом отличаются США. На международном уровне признают, что уголовные законы этой страны содержат более широкое понятие уголовно наказуемой коррупции, даже в сравнении с Европой, где этой проблеме уделяют не меньше внимания.
За активный и пассивный подкуп в США предусмотрен штраф, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишение свободы до 15 лет. Оба наказания могут быть совмещены. За стимулирование законных действий должностным лицом (у нас это называется “ускорение”) или получение им же “чаевых” могут посадить на срок до двух лет.
Предусмотрена уголовная ответственность руководителей банков за предоставление ссуды или денежного подарка инспектору, который проверяет банк. Эта норма является профилактикой взятки. Причем совершенно не нужно доказывать, что инспектор произвел какие-либо действия в пользу банка. Могут посадить на срок до года и вменить штраф на сумму ссуды или подарка. Такое же наказание и дисквалификация ожидают инспектора, принявшего ссуду или подарок от банка.
Специальная норма касается активного и пассивного подкупа работников федеральной банковской системы, нацеленного на получение кредита: штраф до 1 миллиона долларов или тройной размер от ценности вещи, данной, предложенной, обещанной, выпрашиваемой, потребованной, принятой или которую согласился принять подкупаемый. Предусматривается также лишение свободы до 30 лет или совмещение того и другого наказания.
Госслужащий Канады, занимающий должность в суде или в законодательном органе, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства может уйти в тюрьму на срок до 14 лет. Аналогично - для комиссаров полиции и других правоохранителей, которые соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать преступление и т.д.
Во Франции за взятку руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий могут лишить свободы до 7 лет, а должностных лиц - до 10 лет. Запрещено должностным лицам брать подарки, сколько бы они ни стоили, под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается лишением свободы на срок до 5 лет и штрафом. Наказание удваивается, если коррупционные действия имели какие-либо последствия.
В Германии должностное лицо-вымогатель наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. Для судей наказание - до 5 лет лишения свободы или штраф. Но если имеется нарушение служебного долга - от 1 года до 10 лет.
В Великобритании Закон о взяточничестве в публичных организациях от 1889 года и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов действуют достаточно мягко. Первый из них за взятку, получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо, предусматривает уплату стоимости подарка, ссуды или вознаграждения. Дополнительно чиновника лишают права быть избранным или назначенным на публичную должность сроком на семь лет. Повторно виновный может быть лишен служебных прав навсегда, а заодно лишен права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.
Предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.
Что касается махинаций на финансовых рынках, британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то пойдет как соучастник.
Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией - в Азии. В Китае за взятку могут и казнить. Расстрел проводится публично. Такие наказания выносят в отношении крупных чиновников и менеджеров крупных корпораций. Действует с 1980 года.
Казнь за взятки полагается и на Кубе. В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.
В то же время известно, что строгость наказания - не лучший способ предотвращения правонарушения. Человек может быть азартен. Или питать надежды, что не попадется. А попадется, так выйдет сухим - с помощью других коррупционеров. Почему в том же Китае за какие-то восемь последних лет за коррупцию казнили десять тысяч чиновников? И практически каждый следующий мэр Пекина покидает пост по коррупционным мотивам. Трудно удержаться от соблазнов, которые сулит руководящий пост этим действительно мегаполисом.
Но если деньги и привилегии отменить нельзя, быть может, нужно как-то повлиять на возможность их использования? Недавно озвучены законодательные инициативы российского президента как меры, препятствующие коррупционным условиям. В частности, Владимир Путин предложил запретить госслужащим и их близким пользоваться заграничными банковскими счетами. Насколько перспективна такая мера, пока неясно. Инициатива пока не созрела до стадии обсуждения в парламенте. Возможно, этот “жупел” был продемонстрирован как “последнее китайское предупреждение”. Если разобраться, финансовый занавес, которым Путин пугает главным образом крупных чиновников, может поставить под сомнение сам мотив пребывания на госслужбе.
В этом смысле может оказаться, что до принятия нового Уголовного кодекса в Казахстане сохранится прежний выстраданный благоприятный климат для коррупционеров - на зависть чиновникам соседних стран. Тоже, к слову, стимул для “трудовой” миграции и “охоты за головами”. Или, скажете, своих “кровососов” хватает, и будете правы. |