|
Ботагоз Омар
По данным министра индустрии и новых технологий, 3,5 процента из всех объектов, запущенных в регионах под эгидой форсированного индустриально-инновационного развития страны, являются недействующими. В ответ на предположение премьера о том, что в стране отсутствует полноценный контроль над эффективностью ГПФИИР, глава МИНТ заверил, что мониторинг в регионах ведут. Но из-за непредсказуемости ситуации на мировых рынках часть производств может оказаться невостребованной, что, по его мнению, “является нормальной практикой”
О ГПФИИР принято говорить крупно или не говорить вообще. Учитывая, что эта программа уже четвертый год является главным курсом Кабмина, а в конце года экзамен у министров во главе с премьером принимает сам глава государства, все, что касается ее функционирования на местах, вызывает пристальное внимание всех участников этого процесса: и парламентариев, и ревизоров, и представителей различных институтов развития, международных и отечественных финансовых институтов, а также мировых наблюдателей, оценивающих темпы и перспективы экономического развития страны.
Первый год оказался весьма урожайным в деле ввода новых производств, целью которых является отход страны от сырьевой зависимости. Если разделить число введенных в 2010 году в строй промышленных объектов на 365 дней, то получается, что каждый второй день в Казахстане запускали по одному заводу или производственному предприятию. Всего 2010 год дал стране 152 новых промышленных объекта на сумму около 800 миллиардов тенге.
В последующие годы эти темпы подхватили.
Как сообщил в ходе заседания правительства вице-премьер - министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев, за все годы реализации ГПФИИР с 2010 года в стране запустили 537 новых производств, благодаря которым удалось создать более 57 тысяч постоянных рабочих мест. При этом фактическое количество занятых составляет 41 тысячу человек.
И если из 7,5-процентного роста ВВП в 2010 году 2,1 процента дали новые “индустриальные” предприятия, то вклад Карты индустриализации страны в 2012 году составил 1,3 процента, или 26 процентов от прироста всего ВВП страны.
Еще на стартовом этапе ГПФИИР премьер-министр страны (на тот момент эту должность занимал Карим Масимов) предостерегал своих подчиненных, что все запускаемые производства должны быть реально работающими, а не “для галочки”. Его преемник на этой неделе также усомнился в эффективности детища Кабмина. “Каждый год мы говорим о ГПФИИР, но есть объекты, которые были и в республиканской, и в региональной Картах индустриализации, но они не только не выходят на полную проектную мощность, но и закрываются. А столько программ поддержки, столько инвестиций было вложено в эти предприятия! Качества без контроля по его реализации никогда не будет. Первое, как нам организовать систему контроля; второе, как повысить ответственность по исполнению программы?” - спросил Серик Ахметов, обращаясь к своему заместителю.
На этот счет глава МИНТ заверил, что систему контроля в стране создали еще в прошлом году (хотя, подчеркнем, программу реализуют с 2010 года). “Приняты все постановления, мы ежемесячно проводим селектор в правительстве, еженедельно у себя в министерстве и, в принципе, мы знаем все проекты, все 537. Из них выделяется 19 проблемных проектов, но их доля составляет всего 3,5 процента”, - развел руками министр.
Что касается последнего, то учитывая, что наша страна не может развиваться в отрыве от глобальных мировых трендов, Асет Исекешев подчеркнул, что ситуацию на рынках сегодня не может предсказать ни один аналитик. “Ситуация на наших близлежащих рынках экономик очень непростая. Поэтому и в Европе наблюдается закрытие, банкротство очень многих предприятий. Этим, в частности, обусловлен невыход на мощность “Казфосфата” по химической промышленности”, - продолжил приводить доводы в пользу нынешнего ГПФИИР министр индустрии.
И, предваряя ответный вопрос, почему руководящее звено не заложило в Карту индустриализации только реализацию тех проектов, которые стопроцентно будут высокорентабельными (и востребованными), он добавил, что на конкурентоспособность бизнес-модели предприятий обращалось первостепенное внимание. А потому он отметил, что некоторые предприятия, работающие сегодня на 20-30 процентов, видят перспективу увеличения производства до 50 процентов, но наращивать эти темпы они будут только по мере улучшения рыночной ситуации.
При этом министр отметил, что от закрытия предприятий не застрахован никто. Технологии меняются ежегодно, жизнь не стоит на одном месте. И по мере изобретения новых видов продукции старые изживаются из повседневного уклада. “Мы видим, даже в Америке ежегодно закрываются до 20-30 процентов предприятий, поскольку новые технологии рушат целые отрасли. Поэтому во второй пятилетке мы хотим сделать упор именно на эти вопросы - технологические, на подготовку соответствующих кадров”, - добавил Исекешев.
Первая Госпрограмма форсированной индустриализации страны рассчитана на 2010-2014 годы, а потому до конца нынешнего года Кабмин намерен представить на суд главы государства и всех казахстанцев концепцию второй пятилетки ГПФИИР.
И так как в самом начале, при принятии этой госпрограммы, ее инициаторов критиковали за отсутствие преемственности (напомним, срок предыдущих программ, поставленных на утрату, завершался также в 2015 году), то теперь, когда речь зашла о новой пятилетке, министр индустрии заверил, что начатую в 2010 году работу продолжат. И новый разрабатываемый сегодня документ будет базироваться на поручениях президента о необходимости кластеризации экономики. Уже создали специальную рабочую группу, в которую включены не только представители всех заинтересованных государственных органов, но и крупнейшие союзы предпринимателей, чтобы теория и замыслы чиновников не расходились с реальной ситуацией на местах.
Астана |