|
Юлиана Жихорь
Мировая экономика прошла “пик дна”, но начинать рост пока не спешит. Казахстанская экономика тоже не блещет, но отечественные чиновники, выделяя на антикризисную программу дополнительно 200 миллионов долларов, рапортуют о “положительной динамике” и отличном росте ВВП
Антикризисная программа правительства продолжается. Несмотря на заявления о росте экономики и всплесках роста в разных отраслях, Кабмину все еще требуется немало усилий, чтобы перебороть один из главных индикаторов экономической ситуации в стране - безработицу. Сегодня она составляет, как заявил глава Минэкономики Ерболат Досаев, 5,3 процента от экономически активного населения. Министр доложил, что сдерживанию роста безработицы способствует Программа занятости-2020. На нее только в этом году предусмотрено более 71 миллиарда тенге. Но, судя по заявлению премьера, этой суммы для красивых цифр явно недостаточно.
В мае правительство намерено пересмотреть государственный бюджет. И выделить на указанную программу дополнительные 30 миллиардов тенге - чуть меньше половины суммы, предусмотренной на год. Если рассуждать логически, это означает, что правительство опасается роста безработицы (без дополнительных усилий с его стороны), как минимум, на 2-3 процента.
Вообще, надо отметить, что Кабмину предстоит сложная работа. Мировая экономика хоть и постепенно стабилизируется (как заявило Минэкономики, “анализ ситуации в мировой экономике показал, что за последние шесть месяцев развитым странам удалось устранить основные угрозы для мирового роста: угрозу распада зоны евро и “фискального обрыва” в США”), но до ее реального роста пока ой как далеко. Угроз ухудшения ситуации еще более чем достаточно. Тут и опасения замедления мирового роста вследствие чрезмерной бюджетной консолидации в США. И ожидания повторного долгового кризиса еврозоны. И замедление роста Китая. В общем, Казахстану, как сырьевой стране (доля сырья в общем объеме экспорта составляет почти 80 процентов), подобная перспектива грозит сокращением доходов бюджета.
Кстати, сокращение уже началось.
“Слабый рост мировой экономики продолжает оказывать негативное влияние на замедление темпов роста отраслей промышленности, - сообщил Ерболат Досаев. - Сокращение мирового спроса на продукцию черной металлургии привело к сокращению индекса физического объема (ИФО) отрасли на 20,8 процента за три месяца текущего года. Снизились объемы производства АО “АрселорМиттал Темиртау”, на сегодня загруженность сортопрокатного цеха предприятия составляет 50 процентов”. А это означает печальную перспективу сокращения доходной части бюджета. Даже несмотря на то, что другие (как заявил Досаев) отрасли обрабатывающего сектора подросли на 1,6 процента.
Единственным выходом для спасения бюджета является перераспределение финансов. Фактически это означает, что с одних проектов деньги будут изымать и направлять в другие, более социально значимые. Премьер уже сообщил, что “многие средства из капитального строительства будут переведены в ремонт, в том числе соцобъектов”.
Оптимизация коснется, в большей степени, региональных бюджетов. Как это будет выглядеть и какие программы там урежут - пока не известно. Пока ясно одно - под нож пойдет все, что экономисты зовут “неосвоением”, “экономией” и “недоиспользованием”. По региональным бюджетам недоиспользование, по словам главы Минфина Болата Жамишева, в первом квартале этого года составляет 61,3 миллиарда тенге.
В республиканском же бюджете неосвоенными за три первых месяца этого года остались 162 миллиарда тенге (около 1,1 миллиарда долларов). “Из них 10,5 миллиарда - экономия, 34,8 миллиарда - невыполнение договорных обязательств подрядчиками, 2,5 миллиарда - процедуры прохождения оплаты международных финансовых организаций по займам, 30 миллиардов - приостановление финансирования, связанное с оптимизацией расходов республиканского бюджета, 5,8 миллиарда - несостоявшиеся конкурсы, 24,3 миллиарда - несвоевременное прохождение всех необходимых бюджетных процедур, связанных с передачей функций госорганов, и так далее”, - сообщил Жамишев. По его словам, не все администраторы бюджетных программ должным образом подошли к выполнению бюджетных процедур. Так, на 1 апреля администраторы не приняли обязательства на 1 триллион 207 миллиардов тенге, что негативно отразилось на исполнении бюджета за квартал в целом.
Интересная получается картина. Уже много лет правительство бьет в колокол экономического кризиса, заявляет о тотальной экономии средств на всех уровнях. Власть призывает выключать за собой свет в туалете и экономить воду. Экономисты просят граждан сократить расходы на потребление. А в это время чиновники всех уровней допускают столь неэффективное расходование бюджетных средств. Жамишев подсчитал, что, в целом, сумма бюджетных нарушений составила 81 миллиард тенге.
В общем, правительство, в очередной раз пожурив региональные власти за безалаберное отношение к государственным финансам, подвело итог: Казахстан ждет очередная волна оптимизации бюджета. Социальные программы (по крайней мере, наиболее значимые) резать пока не будут - посмотрят на дальнейшее развитие мировой и собственной ситуации. Регионам бюджеты (скорее всего, речь идет о трансфертах из республиканского бюджета) “ужмут”.
А это означает одно - в Казахстане всерьез опасаются тотального ухудшения экономической ситуации. Единственный выход, который видят власти в ситуации стагнации мировых рынков сбыта отечественного экспорта, - наращивание внутреннего спроса. (Вероятнее всего, учитывая объемы внутреннего рынка РК, речь идет и об усилении казахстанских позиций на рынках ТС. Однако пока мы импортируем из стран ТС в 4 раза больше, чем экспортируем туда.) За счет этого и предполагается достичь запланированного роста ВВП в 6 процентов по итогам года. В первом квартале рост составил 4,5 процента.
Астана |