|
Наталия Цой
Ничто так не роднит людей, как общее испытание. В нашем случае таким объединяющим фактором вот уже 10 лет является Единое национальное тестирование. Истерики, накал страстей, слезы, обмороки, попытки суицида, жалобы... Ситуация вокруг ЕНТ до сих пор остается стабильно нервной
Казалось бы, ЕНТ прочно вошло в нашу жизнь, несмотря на стойкое сопротивление со стороны общественности. И пора бы уже привыкнуть к тому, что еще с начала учебного года многие родители начинают думать о том, как подготовить свое чадо к такому непростому испытанию, как тестирование. Вот где начинается настоящий соцопрос среди родственников, друзей и знакомых. Ведь практически с первым звонком в сентябре возникает мысль: “Где найти хорошие курсы? Какой центр лучше?”
Вот тут-то, как говорится, был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Как оказалось, народ быстро сориентировался, и уже через год после первого тестирования появились первые подготовительные курсы. Сегодня этот бизнес процветает. Десятки тысяч выпускников лихорадочно ищут лучших преподавателей, универсальные программы. И находят.
Занимаются этим в основном профессионалы в образовании. Выяснилось, что некоторые подобные центры создали при высших учебных заведениях задолго до ЕНТ, просто раньше они готовили конкретно к поступлению в свой вуз, а теперь вовремя переориентировались и предоставляют свою помощь всем желающим. Помимо этого существуют специально организованные образовательные и репетиторские центры, которые также готовят школьников к сдаче тестов. Занятия проходят в основном в группах от 4-6 до 10-12 человек.
К слову сказать, подготовка к тестированию - удовольствие не из дешевых. Цены самые разные, впрочем, как и условия. В среднем один академический час стоит 600-700 тенге.
Наряду с такими понятиями, как стандартные, полуинтенсивные и интенсивные курсы, появились и экспресс-комплексы. Последние, видимо, для тех, кто поздно “очнулся”. Стоимость тут, понятно, выше - 800 тенге за академический час. В некоторых случаях создаются и VIP-группы, где не менее трех слушателей, но и оплата соответствующая - 1500 тенге за тот же час. Кстати, иногда у выпускников есть возможность посетить одно бесплатное пробное занятие, во время которого они решают, подходят им те или иные курсы или нет.
Основное, чем стараются привлечь организаторы всех этих программ, преподавательский состав. Кто-то говорит, что “натаскивать” будут чуть ли не сами разработчики тестовых заданий, другие рекламируют лучших педагогов лучших школ города.
Естественно, при таком раскладе не могут не возникнуть вопросы. Например, если это разработчики, то где гарантия, что не будет каким-то образом нарушена государственная тайна. Ведь в данном случае получается, что школьники, прошедшие подготовку у этих специалистов, имеют явное преимущество перед всеми остальными. А как же тогда “равноправие”, о котором в качестве основного оправдания везде и всюду говорят чиновники Минобра.
С другой стороны, не факт, что эти самые лучшие учителя являются на самом деле таковыми. Получается, что знакомая всем “Марьиванна” не в состоянии ничему научить в школе, зато за дополнительную оплату, пожалуйста, к вашим услугам и опыт, и терпение.
Понятно, что заработная плата у учителей оскорбительно низкая, а детей в классе порой более 40 человек. Но что делать тем, кто растет в неполной семье или бюджет не позволяет выкраивать лишние тысячи?
Вообще, странная получается ситуация. С одной стороны, ЕНТ действительно стало серьезным препятствием для “блатных” с “мохнатой рукой”, так как общепринятую систему трудно объехать “по-кривой”. С другой - породило массу других коррупционных ловушек, начиная с того, что высокопоставленные родственники, особенно в областях, все-таки находят “выход” на хранителей государственной тайны, то есть разработчиков тестов.
Не менее коварной ловушкой являются и подготовительные курсы. Ведь в данном случае не только выпускники, но и их охваченные тревогой мамы и папы становятся заложниками ЕНТ. Получается, что школьная программа намеренно составлена таким образом, что ребенок будет вынужден записаться на эти дополнительные занятия. И никто при этом не гарантирует 100-процентный результат, потому что всегда можно сослаться на то, что у школьника просто не хватает элементарных способностей. |