|
Юлиана Жихорь
Безопасность на дорогах, ВТО и инвестиционная политика Казахстана стали главными темами первого постпраздничного заседания правительства. Самого продолжительного за последнее время
Сегодня гибель на дорогах занимает второе место по смертности. В последнее десятилетие на дорогах страны погибли более 28 тысяч человек, свыше 162 тысяч пострадали. “Ежегодно число ДТП увеличивается на треть, а число погибших - в два раза. За эти годы мы потеряли на дорогах 2400 детей... На 100 тысяч жителей у нас приходится 28 погибших в ДТП, что в три с лишним раза больше, чем в странах Евросоюза”, - отметил министр внутренних дел Бауржан Мухамеджанов.
Единственный метод сокращения ДТП полицейские видят в ужесточении наказаний за правонарушения на дорогах. Ведь сегодня свыше 85 процентов всех ДТП связано с нарушением водителем Правил дорожного движения.
С 4 июля вступили в силу поправки в Закон “О безопасности дорожного движения”, согласно которым правонарушения караются от 5 МРП до лишения прав на 10 лет. По мнению МВД, эти меры помогут сократить число ДТП на 10-15 процентов.
Нововведения полностью поддержал премьер-министр. “К сожалению, у нас в менталитете сейчас... ехать непристегнутым, проскочить на красный свет или выехать на встречную полосу - не считается в сознании большинства нарушением правил, этим, наоборот, люди даже бравируют, - заявил Карим Масимов. - Поэтому я даю поручение Министерству культуры и информации в кратчайшие сроки подготовить серию социальных роликов на нашем телевидении, чтобы человек понимал, что превышать скорость - это не круто, это плохо”.
Кстати, за гонщиками уже сейчас активно следят с помощью видеокамер. В самом ближайшем будущем их число по стране существенно возрастет. Например, “мы будем фиксировать все машины, которые выезжают и из Астаны, и из Борового. Допустим, предел будет 140 километров в час. Мы будем знать допустимое время в пути, например, это будет 1 час 50 минут. Если человек приезжает за 1 час 10 минут или 1 час 15 минут, это автоматически означает, что он превышал скорость. Этого человека мы будем наказывать”, - рассказал о планах контрольно-карательных мер министр.
Вторая причина высокой аварийности, по мнению Кабмина, резкий рост автопарка страны, низкое его техническое состояние. На заседании вспомнили, что в Японии запрещены к эксплуатации автомобили старше 5 лет, в Европе - старше 7. “Количество автомашин в стране уже превышает 3 миллиона единиц, при этом две трети наших автомобилей по западным меркам являются устаревшими”, - возмущался глава МВД. По мнению Мухамеджанова (которое, впрочем, мало чем отличается от мнения большинства членов Кабмина), “большинство из них со сроком эксплуатации более 7 лет, имея высокие скоростные характеристики, являются потенциальной угрозой возникновения аварий”.
В общем, страну долго и тщательно подготавливают к мысли, что высоких таможенных пошлин на ввоз старых авто и пересмотра налоговых ставок на автотранспорт все же не избежать. Причем, судя по всему, в самом ближайшем будущем.
Равно как и вступления Казахстана в ВТО. По этому вопросу перед Кабмином отчиталась спецпредставитель страны на переговорах по вступлению в ВТО вице-министр индустрии и торговли республики Жанар Айтжанова.
Она сообщила, что в течение 2008 года Казахстану необходимо унифицировать национальное законодательство в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, речь идет о поэтапной унификации ставок акцизов на отечественную и импортируемую продукцию. В первую очередь, на алкоголь и табачные изделия (кстати, эта норма уже заложена в проекте нового Налогового кодекса). Требуется также привести в соответствие с правилами ВТО ставки сбора за государственную регистрацию индивидуальных предприятий (в настоящее время эти ставки превышают ставки сбора за регистрацию субъектов малого бизнеса в два раза). А также завершить унификацию железнодорожных тарифов на перевозки грузов в импортном, экспортном и внутреннем направлениях. Сегодня унифицированы тарифы на перевозки цветных, черных металлов, лом черных металлов и строительных грузов.
Она заявила, что “необходимо также разработать правила по регулированию использования пищевой продукции и генетически модифицированных организмов”. И это при том, что буквально накануне праздников правительство утвердило правила оборота генетически модифицированных объектов.
По словам Айтжановой, в ВТО требуют от Казахстана обновленных данных о предоставляемой государственной поддержке сельхозтоваропроизводителям. “Данные за 1996 и 1997 годы не принимаются, поскольку они не могут считаться транспарентными”, - подчеркнула она.
Премьер, выслушав вице-министра, раздал поручения все учесть, но... “Мы должны вступить в ВТО - это будет полезно для нас. Но в то же время наше вступление должно быть на выгодных условиях”, - заявил он, добавив, что “мы не должны вступать ни к Новому году, ни к какому-то другому празднику, мы вступим тогда, когда это нам будет выгодно”.
Тем временем перед страной встала угроза срыва программы “30 корпоративных лидеров”. По словам главы АО “ФУР “Казына” Армана Дунаева, инвесторы теряют интерес к некоторым проектам, реализуемым в рамках этой госпрограммы.
“Из-за кризиса на финансовых рынках мы столкнулись с тем, что по некоторым проектам в рамках программы заявители начинают думать об отзыве этих проектов, потому что не хватает долгосрочных дешевых ресурсов либо сами заявители потеряли к ним интерес”, - сообщил Дунаев. По его мнению, для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов требуется государственная поддержка в виде предоставления гарантий правительства.
Дунаев также сообщил, что инвесторы просят предусмотреть в новом Налоговом кодексе преференции в рамках реализации программы “30 корпоративных лидеров”.
Карим Масимов же с такой постановкой вопроса не согласен. Он считает, что надо переходить к более эффективным мерам для реализации программы: “В нынешних условиях, когда есть определенный дефицит финансирования и когда банковская система не в состоянии удовлетворить все нужды, то правительство и “Казына” должны принимать более активную позицию”. А именно, не исключил, что “решение” правительства может касаться в том числе и использования на эти цели средств Национального фонда.
Астана |