ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Закон на один год События

Ботагоз Омар
Едва законопроект “О государственно-частном партнерстве” приняли в мажилисе в первом чтении, как глава Министерства экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев заявил, что в следующем году его ведомство представит депутатскому корпусу новый закон о ГЧП. В отличие от нынешнего варианта в нем учтут положения, заявленные главой государства в его Стратегии до 2050 года

По признанию главного экономиста страны, сегодня в Казахстане нет ни одного успешного проекта в области концессии. Эту систему запустили на законодательном уровне в 2006 году, когда Минтранском, уставший “латать” бюджет, принял решение внедрять механизм концессий при реализации проектов дорожного строительства. Тогда заявляли, что для ускоренного развития автодорог в Казахстане ежегодно в эту сферу необходимо было вливать не менее 240 миллиардов тенге. Это огромная сумма, если учесть, что налогов, собираемых с пользователей автомобильных дорог, едва хватает на эксплуатацию и содержание дорог, не говоря об их капитальном ремонте. К примеру, в том же 2006 году от пользователей дорог в бюджет страны поступило всего чуть более 30 миллиардов тенге.
Из всех форм ГЧП в нашей стране законодательно оформлена лишь концессия. В сфере дорожного строительства с ее помощью финансовая нагрузка на реализацию проектов по обновлению магистралей распределяется на 25-30 лет. То есть, если раньше государство тратило на строительство дороги энную сумму на протяжении от одного до трех лет, теперь все эти затраты будет нести оператор проекта (с участием определенного инвестора), а с бюджета эта сумма выделяется частями на протяжении 25-30 лет.
alt
Тем самым, за короткий срок государство может обновить большое количество дорог, на которые при традиционной схеме уходили бы десятилетия. Казахстанцы получат качество при пользовании отечественными магистралями, а сами концессионеры - гарантированный возврат вложенных инвестиций (в виде поступлений из госказны и платы за проезд по построенной дороге).
Планы Минтранскома, первопроходчика во внедрении механизмов ГЧП, были по-настоящему наполеоновскими. Ведомство намеревалось запустить строительство сразу нескольких дорог - Астана - Щучинск - Боровое, расширение до шести полос Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), реконструкция трасс Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай, Астана - Караганда.
Однако, как показывает практика, эти проекты пока не получили широкого распространения. Часть из них реализовали только на бумаге. Два года назад запустили первую “ласточку”, трассу с шестиполосным движением Астана - Щучинск - Боровое. Но время введения платы за проезд по этой дороге постоянно отодвигают, не внедрили ее и по настоящее время (по словам казахстанцев, которые часто передвигаются по этому маршруту). И если в конце прошлого года заявляли, что плату будут взимать уже с 1 января, то теперь говорят о том, что с 1 мая этого года.
И если учесть, что, по данным областного департамента комитета автомобильных дорог, по этому маршруту ежедневно проезжает около восьми тысяч автомобилей, то с учетом заявленной ранее стоимости проезда (один километр для легковых автомобилей составит один тенге, для автобусов - от 5 до 15 тенге в зависимости от пассажировместимости, для грузовых - от 5 до 20 тенге в зависимости от грузоподъемности) создаваемое сегодня госпредприятие “Каз-автожол” будет собирать с водителей более 1,7 миллиона тенге в сутки.
Каждый километр шестиполосного автобана обошелся в 500 миллионов тенге, или в 3,3 миллиона долларов США. Поэтому при минимальной оплате потребуется... 178 лет, чтобы окупить этот проект.
Не стоит снимать со счетов и необходимость установки дорогих терминалов приема купюр и монет!
“Сегодня ни одного проекта успешного в области концессии у нас нет. Поэтому мы к вам пришли с этими изменениями. Но если бы структура по этому проекту изначально была правильно заложена, то сегодня мы могли бы эту проблему решить”, - посетовал министр экономического развития и торговли в ходе пленарного заседания мажилиса, когда законопроект рассматривали в первом чтении.
Но, судя по всему, не решит проблемы и нынешняя редакция Закона о ГЧП. Учитывая, что разработка новой модели государственно-частного партнерства должна быть в увязке с новой программой по разгосударствлению и приватизации квазигосударственного сектора (о чем говорилось в недавнем Послании главы государства, в Стратегии развития Казахстана до 2050 года). Тогда как этот законопроект разрабатывали до того, как президент озвучил Послание, и Министерство экономики намерено в следующем году переделать этот документ. “Мы придем к вам с новым законом о государственно-частном партнерстве, который охватит более широкую сферу, кроме концессионных договоров”, - заявил Ерболат Досаев.
Между тем главной целью рассматриваемого сегодня в парламенте законопроекта является внедрение новых моделей и видов ГЧП: строительство, эксплуатация и передача объектов; совместная работа концессии; смешанные контракты; использование объекта концессии, находящейся в частной собственности, для предоставления общественных услуг.
И, что немаловажно, министерство намерено с помощью этого шага рассматривать концессионные проекты и объекты государственно-частного партнерства в качестве нового локомотива в решении многих накопившихся проблем, в первую очередь, в социальной сфере. Кроме строительства и последующей эксплуатации социальных объектов (детских садов, школ, больниц и т.д.) большой упор делают на развитие инфраструктуры и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Если законопроект примут в редакции разработчика в лице МЭБП, то в Казахстане снимут ограничения на передачу в концессию объектов водоподготовки и водоснабжения, а также по реализации возможных объектов по программе “Ак булак”.
Фото Радмир Фахрутдинов

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение