|
Константин Маскаев
Авиапарк казахстанских военно-воздушных сил обновят до 2018 года. Военные летчики уже получили два новых самолета и приступили к выполнению учебно-тренировочной программы в небе Казахстана
Речь идет об обновлении военной транспортной авиации. На замену самолетам “Ан-26”, верой и правдой служившим несколько десятилетий, приходят их иностранные собратья, современные и экономичные. После тщательного мониторинга мирового авиарынка выбор сделали в пользу турбовинтового многоцелевого транспортного самолета “C295” (читается: “си-295”). Машину разработали и производят в испанском подразделении европейского концерна Airbus, компании Airbus Military.
Известно, что госкомпания Казспецэкспорт Министерства обороны планирует поставить армии восемь машин. Сейчас в рамках контракта в Казахстан прибыли первые два борта. Говорится, что самолеты предоставили с опережением графика. Казахстанские летчики, которые ранее начали изучение “C295” в Испании, вскоре завершат курс подготовки и будут сертифицированы итальянскими инструкторами для самостоятельной эксплуатации. Четверо пилотов, которые прежде летали на “Ан-26”, в данное время проходят курс обучения. Они же получат сертификаты пилотов-инструкторов и в перспективе будут обеспечивать процесс обучения других казахстанских пилотов.
К слову, в отличие от предшественника, военно-транспортного самолета “Ан-26”, который в полете обслуживают пять человек, для управления “испанцем” достаточно двух членов экипажа.
С конца минувшей недели летчики под наблюдением заводского пилота-испытателя и инструктора Рафаэля Де Диего проводят тренировочные полеты в небе Алматинской области. Ранее они же перегнали два борта из Испании в Казахстан. А вчера отрабатывали посадку и взлет с короткой полосы, управление самолетом с отказавшим двигателем и последующим запуском его в воздухе.
После утренней полетной сессии старший летчик-инспектор военно-транспортной авиации полковник Рустем Тлеумагамбетов поделился:
- В Испании мы освоили самолет на тренажерах, затем отлетали положенное количество часов в небе над Севильей. После чего получили сертифицированный допуск от производителя Airbus Military. В Алматы сейчас процесс обучения продолжается. Мы должны показать нашим инструкторам, что понимаем и можем управлять самолетом в наших климатических условиях. Они ведь очень отличаются от тех, которые мы наблюдали в Испании. Там сейчас летняя погода. Здесь - зима. Впрочем, этот самолет рассчитан на эксплуатацию в пределах температур от 50 градусов жары до 45 градусов мороза. На тех высотах, куда поднимается “C295” (практический потолок - 9100 метров) - это обычная температура в любое время года. От наших “Ан-26” этот самолет отличается в первую очередь тем, что практически все оборудование - пилотажное, навигационное - это электроника, компьютеры и автоматика. И хотя принципы управления сходны, философия пилотирования иная. Всего два человека ведут это воздушное судно. При сходных габаритах корпус значительно легче за счет использования композитных материалов. Двигатели нового поколения обладают большей мощностью при экономичном расходе. При этом уровень шума заметно ниже, он соответствует сегодняшним европейским требованиям по этому параметру.
“Машина очень удобная для пилотирования, но сложная для изучения”, - признает пилот.
Заместитель командующего Военно-воздушными силами полковник Еркен Джумагалиев поясняет, что в 2014-2015 годах истекают назначенные эксплуатационные сроки службы самолетов “Ан-26”, стоящих на вооружении в Казахстане. Поэтому о замене думали заблаговременно.
Самолет “C295” будет выполнять те же функции: перевозка личного состава и грузов, десантирование. Максимально самолет способен брать более девяти тонн. При такой загрузке дальность беспосадочного полета - до 1300 километров. Полет незагруженного воздушного судна - более 5,5 тысячи километров.
На борту “С295” можно разместить 71 военнослужащего, или 48 десантников, или 27 носилок и четырех медработников, или два внедорожника УАЗ.
Как и предшественник, “С295” может использовать неподготовленную или грунтовую полосу. Садится и взлетает с укороченных полос.
С 1999 года “C295” - в серийном производстве. Сегодня его используют в Военно-воздушных силах Испании, Франции, Польши, Чехии, Финляндии, Колумбии, Чили и Эквадора. Среди стран СНГ Казахстан стал первым государством - заказчиком этого самолета. Один “C295”, в среднем, оценивается в 40 миллионов долларов. Сумму сделки с Минобороны Казахстана не уточняют. Напомним, речь идет о восьми машинах в стандартной комплектации.
Здесь нельзя оставить без внимания такой момент, как эксплуатация “натовской” техники в одном из ведущих подразделений ОДКБ, которым является Казахстан. Первейший вопрос, который может тут возникнуть, не страдает ли обороноспособность? Ведь, по здравому размышлению, приобретая технику не из “списка союзника”, Казахстан “подсаживается” на иностранные сервис, снабжение комплектующими, запасными частями, программное обеспечение.
В использовании Казахстаном “инородной” военной техники можно обнаружить, например, возможность ее детального изучения. Кроме того, военные говорят, что, во-первых, речь идет все-таки о транспорте, а не о тактическом или стратегическом вооружении. Во-вторых, освоение иностранной техники расширяет возможности казахстанских пилотов, делает их универсальными.
К сожалению, два десятилетия, прошедшие со времен распада единого государства, серьезно подорвали позиции в авиастроении. Упала и некогда единая система. Украине досталось КБ Антонова, Узбекистану - Ташкентский авиазавод. Российские предприятия, как и отколовшиеся фрагменты авиаиндустрии, оказались на долгое время парализованными.
И сегодня на пространстве СНГ нет ни одной новой разработки малой военно-транспортной авиации, которая могла бы заменить “Ан-26”. Все, что имеется - ненамного моложе. Но относится к другому классу грузоподъемности. И это - реактивная техника. Турбовинтовых самолетов в искомом классе не создали.
За два десятилетия российская авиапромышленность получила только одну новинку - ближнемагистральный пассажирский самолет “SSJ-100”, или “Сухой Суперджет”. Но это - реактивное судно гражданского назначения.
Фото Талгата Галимова |