|
История пишется на небесах, а вот трактуется нередко в подземельях
Папа от мира сего
Главная новость недели - отречение римского понтифика Бенедикта XVI. Произошло это неожиданно и породило шквал комментариев, предположений, версий. Католический официоз сразу же призвал мир не спекулировать на этом факте, а принять его как совершенно естественное проявление воли римского первосвященника и мужественный, обусловленный якобы состоянием его здоровья, шаг.
Однако слишком уж много это событие содержит противоречий, темных сторон и неясностей. Начнем с того, что ныне пост главы католической церкви является настолько политически важным и ему на Западе придают такое значение, что “просто так” подобные отречения происходить не могут. Также, впрочем, как и избрание понтификов на престол. Тщательная и долговременная подготовка к таким сменам ведется слишком уж серьезными структурами, чтобы избежать любых случайностей или нежелательных поворотов.
Объяснение Бенедикта XVI, будто он не может выполнять свои обязанности в связи со слабым здоровьем, выглядит по меньшей мере неубедительным. Кстати, в официальной формулировке заявления об отречении о здоровье не говорится вовсе. А сказано лишь о невозможности далее выполнять обязанности понтифика. Не более. Это немаловажно. А вот о слабости здоровья папа заговорил уже потом, после своего официального заявления.
Учитывая историю Римско-католической церкви, ее своеобразный язык - как официальных обращений понтификов на протяжении веков, так и выступлений или документов, изобилующих многослойными смысловыми конструкциями, - не вызывает сомнения, что именно эта формулировка является наиболее в данном случае выверенной. Бенедикту XVI более невозможно выполнять свои функции в соответствии с его позицией и положением как в римской курии, так и в западном мире в целом.
Нелишне напомнить, что предшественник Бенедикта XVI Папа Иоанн Павел II также крепким здоровьем отнюдь не отличался. В 1992 году в возрасте 72 лет Иоанн Павел II перенес тяжелейшую операцию по удалению опухоли в кишечнике, через два года, в 1994 году, он ломает шейку бедра. В том же году начинает страдать от болезни Паркинсона.
Любопытен и такой эпизод: в мае 1995 года, как сказано в официальной хронике, когда Иоанну Павлу II исполнилось 75 лет, он обратился к своему ближайшему советнику, кардиналу Йозефу Ратцингеру, возглавлявшему тогда Конгрегацию доктрины веры, с вопросом о том, не должен ли он оставить свой пост, как предписывает каноническое право католической церкви епископам и кардиналам, достигшим этого возраста.
В результате проведенного историко-теологического исследования был сделан вывод, что для церкви предпочтительнее престарелый папа, чем “папа в отставке”. И Иоанн Павел II до конца, несмотря на мучения, вызванные многочисленными болезнями, оставался на престоле, тогда как основные его административные, управленческие функции, конечно же, выполняла римская курия.
А вот Бенедикта XVI курия не приняла с самого начала по многим причинам. Первая из них - понтифик был уже вторым папой подряд не итальянского происхождения. Это очень важно, ибо итальянский клир сложился столетиями в своеобразный неофициальный духовный орден, неизменно претендующий на ведущую роль в определении политики папского престола.
И если избрание польского кардинала Войтылы было лишь компромиссом между этим “орденом” и теми кругами на Западе, которые разработали этот религиозно-политический маневр, то появление второго подряд папы неитальянца всегда воспринималось в Ватикане как совершенно излишнее и ненужное в данный исторический период отступление от сложившихся столетиями правил.
Кроме того, Бенедикт XVI, всегда рассматривавшийся в Риме как некая временная, почти переходная фигура, оказался человеком куда более идеологически сильным и значимым, нежели виделся сразу после своего избрания. Его необычные для нынешнего века действия и излишняя самостоятельность раздражали не только консервативный, правящий в Риме клир, но и тех, кто ставил на него как на либерального реформатора католической церкви.
Поэтому “внезапное” отречение Бенедикта XVI в год, объявленный католиками Годом веры, да еще и накануне великого поста - событие, безусловно, свидетельствующее о том, что политическая, идеологическая борьба в этом земном мире переходит во все более обостренные и бескомпромиссные формы. |