|
Константин Маскаев
“В стране начинается нечистоплотная борьба за деньги вкладчиков частных пенсионных фондов. Примерно 21 миллиард долларов может оказаться в руках людей, чьи цели непрозрачны, а их компетентность вызывает сомнение!” Таковы заявления, озвученные участниками пресс-конференции в Алматы, которую инициировали председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев, президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов и председатель общественного объединения “Улы дала” Габиден Жакеев. Они представили свои, не скроем, заинтересованные позиции по поводу объединения действующих накопительных пенсионных фондов (НПФ) в единый пенсионный фонд (ЕПФ)
- О возможном создании единого пенсионного фонда президент объявил 23 января этого года. Инициативу тут же подхватили и прокомментировали ряд чиновников. По их мнению, консолидация под управлением Нацбанка позволит более эффективно и безопасно распорядиться пенсионными накоплениями граждан. Часть средств через рыночное фондирование банков можно будет направить на кредитование реальной экономики, помочь индустриализации, развитию предпринимательства, - вводная, с которой начал пресс-конференцию Айдар Алибаев. Комментарий вице-премьера Кайрата Келимбетова по этому поводу был лаконичным: мол, это будет такой мощный пул денег, который на развитие инфраструктуры можно пускать.
А что мешает делать это сегодня, интересуется председатель совета и предостерегает: деньгами частных пенсионных фондов нельзя распорядиться таким образом. Спешка и ее последствия способны подорвать стабильность общества и уронить доверие к власти. Пострадает и инвестиционная репутация Казахстана.
Эксперт утверждает, что ЕПФ под управлением государства не приведет к повышению эффективности и безопасности. Индустриализации и развитию предпринимательства он также не сможет помочь. Новый пенсионный фонд будет работать в том же инвестиционном поле, что и сегодня. То есть на KASE - Казахстанской фондовой бирже, на которой нет и не предвидится появления новых высокодоходных инструментов. Поэтому повышенной доходности новый ЕПФ также не получит.
Но отвлечемся и прежде попытаемся понять, как в конкретном осязаемом воплощается это “государство”, которому может быть поручено управление нашими пенсионными накоплениями? Идеологема “государство - это мы” в этом случае непродуктивна. Под государством, регулятором и распорядителем следует понимать административный аппарат, чиновников. В этом, кстати, считает Айдар Алибаев, и кроется одна из основных проблем. С одной стороны, вызывают большие сомнения сама компетентность наших чиновников и их способность к рациональному управлению активами. В собранной за два десятилетия коллекции экономических просчетов - нереализованные нацпроекты, проваленные социально значимые программы. Часто на фоне профицита. В этом случае, это когда бюджетные средства, выделенные на конкретное благое дело, по окончании отчетного периода остаются неиспользованными, а дела - нереализованными. Или реализованными только в отчетах.
С другой стороны, в коррумпированном обществе трудно ждать от чиновника честного служения. Таковы правила. Точнее - понятия. Любой инициируемый или курируемый государством проект - сфера деятельности чиновничьей братии. И тогда в рамках государственного и частного партнерства в проекте появляются аффилированные лица, фонды, компании-однодневки, нецелевые расходы, откаты.
Вся эта многоступенчатая практика работает только на удорожание проекта и уменьшение доходности. Не победив коррупцию, нельзя рассчитывать на благоприятные перспективы, в том числе и в отношении единого пенсионного фонда.
Айдар Алибаев уверен, чиновники не смогут работать эффективнее, чем финансовые аналитики частных пенсионных фондов. Менеджер частной компании отвечает перед акционерами репутацией и карьерой. Государственные управленцы, показывает практика, не отвечают ни за что, в худшем случае, теряют место.
- Отчего же это на пенсионные активы вдруг все заработает? - спрашивает Алибаев. - Чиновник что ли изменится? Нет. В руках чиновников пенсионные накопления будут расходоваться исключительно неэффективно и могут быть просто потрачены на прожекты исключительно неэффективно и бездарно.
Есть и такой аспект, как защита интересов частного собственника. Эксперт напоминает, что Казахстан выбрал рыночный путь экономики, одной из основ которой является частный бизнес, его права и неприкосновенность. Но как быть с правами акционеров пенсионных фондов? “Если акционеры сегодняшних НПФ не захотят отдавать активы в ЕПФ? Ломать их через колено? - вопрошает Айдар Алибаев и развивает мысль: - В заявлении пресс-службы Нацбанка говорится, что выкуп должен проводиться по справедливой рыночной стоимости. А какова она, эта рыночная цена? Кто ее определит? И будут ли довольны этой ценой акционеры. А если нет, тогда как?”
По разным оценкам, рыночная стоимость частных НПФ сегодня находится в пределах 2-4 миллиардов долларов. Из каких средств будет производиться выкуп? Да и зачем тратить на покупку частных фондов 2-4 миллиарда, которые и так половину своих активов держат в казахстанских государственных ценных бумагах, 10 процентов - на депозитах казахстанских банков и 27 процентов - в бумагах казахстанских компаний? И только 10 процентов размещено в акциях иностранных компаний. Что здесь можно сегодня эффективно улучшить?
Несмотря на то, что в сознании чиновников вопрос о создании ЕПФ кажется решенным (президент поручил), участники пресс-конференции утверждают: перевести средства частных НПФ в один к 1 июня невозможно технически. Чтобы все было по закону, должно быть соответствующее решение парламента. Но прежде парламенту предстоит обсудить, проанализировать и внести изменения в 22 закона и 8 кодексов. После чего настанет черед сотен нормативных актов, принятых за последние лет пятнадцать. Эта работа даже на подготовительном этапе требует гораздо больше времени. Но и потом нет уверенности, что ЕПФ заработает эффективно: опыт подсказывает, что неизбежен такой болезненный этап, как работа над ошибками, устранение недочетов, неразбериха с функциями внутри структуры и т.д.
Участники пресс-конференции признают, что доходность НПФ сегодня не высока. Но даже в сравнении с доходностью Нацфонда она выглядит убедительнее: за 15 лет существования все казахстанские НПФ перекрывают инфляцию в полтора раза; средняя доходность с 1998 года превысила 348 процентов при инфляции - 211 процентов. Доходность Национального фонда за 2011-й составила 1,37 процента годовых.
Увеличить доходность НПФ можно было давно и сразу, утверждает Алибаев. Для этого только нужна была воля государства на расширение инвестиционного пакета. Приводя в пример Норвегию и другие страны с передовыми пенсионными системами, эксперт говорит, что там пенсионные фонды инвестируют в высоколиквидные государственные и частные программы, от космонавтики до апельсиновых плантаций. “Рацион”, предлагаемый нашим пенсионным фондам, можно сравнить с меню советской столовой: два-три блюда. Нефтяной и металлургический бизнес, рынок связи, другие высоколиквидные сферы деятельности - terra incognita для IPO. |