|
Тот, кто финансировал оптимистов, часто превращается в циника
Взять мясо за основу
Новая весточка с финансового рынка стала вехой недели. Слияние трех казахстанских банков второго уровня с последующей их продажей породило новую уверенность в будущем для значительной части граждан. Теперь они, судя не только по шквалу мнений в виртуальном пространстве, но и по живым откликам, еще более уверенно это будущее видят.
В этом году это уже второй информационно-эмоциональный шквал, тогда как первый обрушился после новости о слиянии пенсионных фондов. Если учесть, что после краха нашей “самой лучшей пенсионной системы в СНГ” никто из ее создателей не удосужился даже объяснить, почему это произошло - объяснять происходящее пришлось самим гражданам.
И, надо сказать, граждане в этом преуспели не хуже профессионалов. В частности, вспомнили о том, что говорили и писали пессимисты-реалисты в самом начале всего этого пенсионного эксперимента пятнадцать-десять лет тому назад - и кто оказался в результате прав. Сейчас же граждане “делают ставки” уже на развитие ситуации в другом повороте нашей славной финансовой истории - с банками. И вновь кое-что вспоминают, цитируют, сопоставляют.
В общем, народ как бы не дурак, что ли, несмотря на грубость такого сравнения и мнения о нем, о народе, отдельных финансовых профессионалов. К примеру, тот же народ в вынужденном совместном сосуществовании с банками тоже изобретает какие-то формы финансовой сублимации.
Например, некий банкир в состоянии строгой конфиденциальности поведал о том, что долги казахстанцев банкам превысили самые опасные размеры. Способы превышения просты и очень хорошо известны и в соседней России, где тоже бьют тревогу по поводу народной изобретательности. Кредиты некоторые граждане берут по несколько, покрывая за счет них кредиты прежние и проводя таким образом активную кредитно-денежную личную политику.
А так как доходы граждан оставляют желать много лучшего - как для самих граждан, так и для банков, то такая личная финансовая политика весьма существенно отражается на банковских кредитных портфелях. Какая часть этих портфелей не совсем, скажем так, реальная, а мнимая - это одна из самых волнующих тайн современной нашей действительности. Но, опять же, гражданское информационное самообеспечение не дремлет и здесь - есть и на сей счет “расчеты”, мнения и даже цифры. Если им верить, то самый реальный портфель в банковской жизни - это тот, что носит с собой сам банкир. То есть кожаный, модный и стильный.
Что же до доходов граждан, то, опять же, на неделе опросили экономистов, активистов, оптимистов и пессимистов - насчет инфляции. Мол, что растет быстрее - зарплата, доходы наши или она, с которой правительство и наш Нацбанк, если судить по их рапортам, успешно и регулярно борются. И все, кого спрашивали, ответили однозначно - она, треклятая, все же проворнее.
Один из экономистов-реалистов сравнил происходящее с динамикой роста цены на один из самых востребованных наших продуктов - на мясо. И результат его сравнения таков: цена эта за десять лет выросла на 300 процентов. То есть по 30 процентов в среднем каждый год. Так что, если брать мясо за основу вычисления инфляции или роста цен, то народная статистика оказывается куда точнее, нежели официальная.
Следовательно и уверенность многих граждан в том, какое их ждет будущее, тоже взросла не на пустом месте. А окрепла в реальном потреблении. Например, того же мяса, а не цифр и рапортов наших министерств-ведомств. И наше мясо оказывается всегда намного честнее и полезнее. |