Многие крысы начинают покидать корабль после капитана
Вторник в трех измерениях
Минувший вторник один российский сайт назвал для Казахстана черным. Упал самолет, произошла редкая по своей длительности серия подземных толчков в районе Алматы, двадцать пять авто столкнулись на скользкой из-за гололеда трассе в той же южной столице, а в Астане загорелся рынок.
На земле, под землей и в воздухе на этой неделе нас подвергали испытаниям. Наш так называемый человеческий фактор. И вновь испытания стали тревожными. Например, почему о землетрясении первым сообщил телеканал “Си-эн-эн”? Дав при этом карту окрестностей Алматы с указанием мест, где произошли толчки, и со всеми цифрами и характеристиками. Где были наши оперативные СМИ?
Есть, к счастью, блогосфера, которая, как всегда, отреагировала сверхоперативно. И весьма информативно. То есть мы по-прежнему являемся глубокой и недоразвитой информационной провинцией, в которой роль оперативных электронных СМИ еще довольно долго будут играть инициативные блогеры. Это ли не демонстрация уровня и состояния нашего человеческого фактора? Человеки-то креативные есть, а вот соорганизовать их в фактор пока некому. Нет такой потребности у тех, кто за это, казалось бы, ответственен.
Или вот еще про фактор. Все сообщения о пожаре на рынке в Астане и о массовой автоаварии в Алматы сходятся в одном: кто-то там не выключил электроприбор или кто-то ехал с явно непотребной скоростью, в результате полыхнул кабель, не рассчитанный на сильное напряжение, а на трассе гнавший лихач не успел вовремя затормозить. В Астане сгорело больше двадцати торговых лотков, в Алматы - двадцать пять авто въехали друг в друга, образовав километровую пробку. К счастью, никто на сей раз ни там, ни там не погиб. Пронесло.
А вот с воздуха не пронесло. Самое скорбное, на что сподобился минувший вторник: погибли двадцать человек при падении самолета, в том числе маленький ребенок. Сейчас не время делать какие-либо выводы до заключения соответствующих специалистов. Нельзя никого ни обвинять, ни бросать тень на чью-либо репутацию.
Но уже в день катастрофы представитель алматинского аэропорта абсолютно категорически заявил: о плохой погоде экипаж самолета был предупрежден. И о горизонте видимости, который для данного типа воздушного судна был в этот день явно недостаточен. И, по утверждениям специалистов аэропорта, решение о вылете должен был принимать экипаж. Так утверждают в Алматы. Если это так, то опять - наш с вами человеческий фактор? Кто решил лететь и садиться в такой туман?
Есть один знакомый, который по ночам спит возле призмы. Это такое устройство, свинченное из толстых железных прутьев. Знакомый несколько лет работал в Японии и переживал землетрясения десятки раз. Разные. Опыт у него богатейший. И о японском человеческом факторе знакомый может с упоением говорить часами. Например: почему это японцев так мало гибнет при таких толчках, при которых мы...
В общем, вынес он из этой страны многое. В том числе конструкцию призмы - он ее так называет. Облицевал ее листами прессованой фанеры, покрыл лаком и превратил вроде как в платяной шкаф. А внутри помимо одежды - убежище, которое в Японии свинчивается из алюминиевых конструкций, а у нас - из самых что ни на есть железных. Главное - успеть в эту призму залезть, пока не накрыло.
Правда, в Японии такой проблемы у него не было - там о толчках предупреждают всегда вовремя, а у нас даже министр по ЧС руками разводит: не могу. Не дают. Не хотят заранее предупреждать. И сообщать вовремя о произошедшем тоже не хотят. А вот жить-то наверняка все хотят. И вот что интересно: если есть у кого научиться жить в таких условиях, но не учатся - не хотят, не могут или не дают? |