Юлиана Жихорь
Отечественные силовые структуры в минувшие пару лет подверглись жесточайшему прессингу как обстоятельств (достаточно вспомнить события в Актобе, Атырау, Таразе), так и давлению со стороны властей, устроивших всеобщую переаттестацию, в результате которой многие из военных лишились должностей. Новые планы Казахстана до 2050 года вынуждают по-новому взглянуть и на роль военных кадров страны
“Стабильность и национальная безопасность - это ключевые условия реализации нового политического курса. Их приоритетность не подлежит никакой ревизии. Сегодня нам важно подвести промежуточные итоги комплексной реформы правоохранительной системы. Нужно критически оценить достижения, выявить проблемы и определить пути дальнейшей модернизации правоохранительной системы”, - заявил Нурсултан Назарбаев, открывая в Акорде совещания с главами правоохранительных органов.
Достижения оценивали в своих докладах главы Генпрокуратуры, МВД, финполиции и Верховного суда. Впрочем, речь шла не только о них. Назарбаев предложил пересмотреть общую систему национальной безопасности при определении детальных планов модернизации каждого из профильных сегментов.
В частности, отметили необходимость (“с учетом трендов глобальной и региональной ситуации”) укрепления и реформирования Погранслужбы КНБ. Последняя заслужила не одно порицание в связи с многочисленными инцидентами, произошедшими в прошлом году с ее сотрудниками. Самое громкое дело - бойня на Арканкергене - до сих пор, несмотря на результаты судебного расследования, все еще вызывает многочисленные вопросы. Равно как и случаи с покиданием пограничниками мест своей службы. По мнению президента, настало время разработать Комплексный план развития Пограничной службы и обустройства государственной границы до 2020 года.
Одновременно с этим модернизация ждет и таможенную службу. По мнению Назарбаева, экономические интеграционные процессы стимулируют ускорение перехода на электронное декларирование экспортно-импортных операций и внедрения системы интегрированного таможенного тарифа, “web-портала и шлюза таможенных органов”. Он поручил таможенникам ускорить внедрение систем слежения и контроля доставки грузов.
На фоне “углубления” и “усиления” самые радикальные перемены ждут Вооруженные силы. Отныне на них возлагается дополнительная задача - охранять не только внешние рубежи и представлять “силовой кулак” родины внешним противникам, но и служить одним из методов устрашения внутренних врагов. Назарбаев поручил Министерству обороны “еще раз проанализировать весь арсенал возможностей Вооруженных сил, который можно использовать для противодействия попыткам дестабилизировать внутреннюю ситуацию в Казахстане”.
Одновременно с этим следует усилить борьбу с проявлениями территоризма и экстремизма: “По моему поручению сейчас разрабатывается Государственная программа по противодействию экстремизму и терроризму. Считаю неверным фокусировать ее на проблематику, связанную с опасностью только религиозного экстремизма и терроризма. Она должна быть максимально прикладным документом, рассчитанным на пять-шесть лет. Главный критерий эффективности антитеррористической деятельности - отсутствие терактов”, - озвучил он главный индикатор.
В ближайшие годы силовиков ждет усиление борьбы с коррупцией, улучшение качественного отбора новых кадров при одновременном повышении мер социальной защиты сотрудников, улучшение технической оснащенности правоохранительных структур.
Если все планы по развитию правоохранительных органов реализуют, то в самое ближайшее время служба в рядах Вооруженных сил (будь то внутренние войска, МВД, Пограничная служба и т.д.) станет престижной и весьма финансово (и социально) выгодной. Вместе с тем расширение полномочий и зоны ответственности армии на решение внутренних конфликтов может вызвать в обществе негативную оценку. В любом случае, процесс переориентирования на внутреннего врага наверняка будет болезненным. Но, учитывая тенденцию к росту экстремистских настроений, наверняка станет весьма продуктивным. Со временем...
Астана |