Константин Маскаев
Обидно, когда коллег из популярного издания обвиняют в нечистоплотности. Досадно, когда они сами дают повод для обвинений. И совсем уж горько, когда светское издание провоцирует скандал, используя такую деликатную тему, как религия
Инцидентом можно считать публикацию в газете “Мегаполис” заметки о посещении главного столичного храма, Успенского собора, представителями государства: заместителем акима Астаны и сопровождавшей ее депутатом мажилиса.
В Рождество женщины приехали в собор, чтобы передать представителям духовенства тексты поздравлений президента страны и столичного градоначальника.
Ссылаясь на анонимный источник, автор материала пишет о возмущении, которое выразили изданию прихожане, когда их выстроили живым коридором в ожидании чиновниц.
Излагается, что дамы проследовали на “возвышение, с которого обычно священники ведут службу”. Зачитав поздравление с Рождеством от имени акима, пишет автор, женщины получили подарки от церкви и быстро удалились.
Публикация вызвала справедливое негодование со стороны православной общественности. Тем более что текст сопровождался карикатурным изображением священнослужителя и Христа.
В среду инцидент стал предметом обсуждения в агентстве “Интерфакс-Казахстан”, куда на встречу с журналистами пришли: управляющий делами Русской православной церкви в Казахстане епископ Геннадий; историк православия, автор фильмов о новомученниках казахстанских, пострадавших за веру в Христа в годы гонений, режиссер-документалист Константин Харалампидис; главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Елена Бурова; заместитель председателя Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Анатолий Чесноков.
Спикеры говорили о том, что публикация оскорбила чувства верующих, и помимо этого были вынуждены разъяснять собравшимся, что заметка содержит домыслы, клевету и несет опасную провокацию в толерантное в общем-то общество.
Епископ Геннадий выразил крайнее сожаление, что журналист “Мегаполиса” обнаружила в обыденном и рядовом событии пренебрежение чувствами верующих и нарушение канонов. Сам факт публикации такого материала выглядит провокационным. А снабженный карикатурой - становится кощунством.
На самом деле, представитель акима Астаны и сопровождавшая ее депутат мажилиса (заслуженный и уважаемый детский врач) прибыли в храм, как и планировалось ранее, после литургии, поднялись на солею (место рядом с амвоном, где по благословению священника можно находиться мирянам) и передали тексты поздравлений епископу Геннадию.
Женщины не выступали перед собравшимися и ничего не зачитывали. С поздравлениями от себя к пастве обратился епископ Геннадий. Затем он зачитал послание Митрополита Александра и поздравление президента. После этого был зачитан текст поздравления акима Астаны. В благодарность за поздравления женщины получили памятные подарки и отбыли.
Инцидента, о котором рассказало издание, на самом деле не было. Инцидентом стала публикация.
Я далек от мысли, что газета выполняла заказ. Скорее всего, это было сделано из чувства неверно понимаемой доблести. А вышел скандал, который роняет качество издания, низводит его до уровня “желтой” прессы. Что можно воспринимать как маркеры невежества или безответственности. Хотя бы потому, что за подобными публикациями тянется шлейф комментариев с очень невысоким уровнем дискуссии, звучат оскорбления, люмпены торжествуют.
Некоторое время назад религия (и не только православие) оказалась в публичном поле. И в ментальных координатах далеких от вопросов веры коллег она воспринимается как некое публичное место вроде музея, библиотеки или кабинета психолога. Только этим я могу объяснить такое панибратское отношение к сфере, которая лежит вне рамок рационального сознания и осмысления. |