|
Наталия Цой
В Казахстане наконец ввели индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и бизнес-идентификационный номер (БИН). Это значит, что с 1 января 2013 года у жителей нашей страны нет больше необходимости при посещении различных государственных учреждений носить с собой “на всякий случай” кипу документов
Напомним, что ИИН присваивается физическим лицам, БИН - юридическим лицам, филиалам, представительствам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в виде совместного предпринимательства, и состоит из 12 разрядов. У физических лиц ИИН содержится в документах, удостоверяющих личность, первые шесть цифр являются датой рождения физического лица.
“Вместо домовой книги на сегодняшний день действует адресная справка, подтверждающая местожительства, которую можно получить либо в ЦОНе, либо дома с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) через портал электронного правительства, - пояснил нам начальник операционного зала ЦОНа Алмалинского района Гани Бейсемолдаев. - При этом не обязательно, чтобы эта справка была получена только по месту прописки, это можно сделать в любом ближайшем отделении ЦОНа. Кстати, существует горячая линия 14-14, где вам в любое время могут подсказать, как пользоваться ЭЦП, порталом электронного правительства. Мало того, они могут устранить любые проблемы, возникшие при использовании ЭЦП. Звонок на горячую линию бесплатный как с городского телефона, так и с мобильного”.
При этом необходимо отметить, что после перехода на использование ИИН/БИН документы, удостоверяющие личность, регистрационные свидетельства для иностранцев и лиц без гражданства, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, учетной регистрации (перерегистрации) филиала, представительства, регистрационные свидетельства для юридических лиц - нерезидентов РК, не содержащие ИИН/БИН, недействительны.
Еще один момент, упустить который никак нельзя. Как уже говорилось, идентификационные номера заменяют такие важные социальные реквизиты, как СИК (социальный индивидуальный код) и РНН (регистрационный номер налогоплательщика). В связи с этим их использование не является обязательным при осуществлении практически всех банковских операций, среди которых осуществление платежей и переводов денег, открытие и ведение банковских счетов, предоставление кредитов и так далее.
К сожалению, в Казахстане еще не все получили удостоверение личности нового образца, где указан ИИН, поэтому им необходимо в кратчайшие сроки обратиться в центры обслуживания населения либо территориальные подразделения органов юстиции (юридические лица). А нерезидентам Республики Казахстан, обязанным получать ИИН/БИН в соответствии с законодательством страны, самостоятельно либо через доверенное лицо обратиться в налоговые органы для формирования ИИН/БИН и получения регистрационного свидетельства о регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика.
“Есть один момент, с которым часто сталкиваются наши граждане, имеющие в наличии удостоверение личности старого образца, - говорит наш собеседник. - Например, кто-то ранее был прописан в области, а потом прописался в городе Алматы. Вот здесь есть один нюанс. При получении адресной справки поступает информация о старом месте жительства. В этом случае, как поясняют сотрудники миграции, необходимо заменить старое удостоверение личности на новое, с чипом. Только после этого информация о новом месте жительства поступит в электронную базу данных.
Что касается тех, кто уехал учиться или работать за границу несколько лет назад, и у них нет удостоверения нового образца, они смогут получить его по приезде без штрафных санкций. Они, конечно, смогут получить ту или иную услугу, но столкнутся с определенными проблемами. Например, у кого есть ИИН, тот получит справку за несколько минут, у кого его нет, тот получит ту же справку по старому методу, то есть через два рабочих дня, плюс ему понадобится снять копии с документов”. |