|
Ботагоз Омар
Монополисты Казахстана и России, пользуясь наличием границ и отличиями в законодательствах, стараются обвести вокруг пальца антимонопольные органы двух стран. В итоге страдают конечные потребители, многократно переплачивая за электроэнергию. О сговоре как таковом пока говорить не приходится: компетентные сотрудники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и отдельно взятых государств только проводят расследование по этим фактам, но вопросов возникает немало.
Посудите сами: почему, к примеру, казахстанские энергопредприятия, которые всегда жалуются на нехватку средств, поставляют блага цивилизации своим российским партнерам с 50-процентным дисконтом?
Итак, начнем по порядку.
Высший национальный орган Таможенного союза, называемый Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), в настоящее время ведет свою работу в девяти направлениях. Одно из них курирует член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Как сообщил он в эксклюзивном интервью нашей газете во время недавней поездки в Астану, эксперты его ведомства постоянно ведут мониторинг стоимости электрической энергии по экспортно-импортным поставкам Казахстана и России.
В итоге из 14 областей Казахстана, а также городов Астаны и Алматы, массу вопросов вызвали поставщики услуг пяти областей Казахстана: Северо-Казахстанской и Павлодарской, а также трех энергодефицитных западных областей страны: Западно-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской.
И так как в каждой области складывается уникальная картина, не повторяющаяся в других, рассмотрим все риторические вопросы в отдельности.
Крупнейшая в мире тепловая электростанция, находящаяся в городе Экибастузе Павлодарской области, Экибастузская ГРЭС-1 (ЭГРЭС), около 20 процентов произведенной на станции электроэнергии поставляет в Россию, остальную часть распределяют на энергетическом рынке Казахстана. Однако при тарифе станции (без учета транспортировки) 6,50 тенге за кВт/ч (с учетом НДС) в Россию она отпускает электроэнергию по 3,67 тенге за кВт/ч.
“Теперь, когда казахстанское антимонопольное ведомство начинает задавать вопросы ЭГРЭС, монополист утверждает, что цена свободная, и он имеет право, в соответствии с договоренностью отправлять электроэнергию по любой стоимости, которую считает приемлемой. Для того, чтобы все это расследовать, надо опросить вторую сторону. Когда регулятор доходит до границы, спрашивает у РАО “ЕЭС России”, а они говорят: “Извините, ваш круг деятельности находится только в пределах территории Казахстана”, и дальше они ничего не могут сделать”, - рассказал Нурлан Алдабергенов.
“Далее в России подключается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Они задают российским энергетикам вопрос, на каких условиях они берут электроэнергию по 3,67 тенге. В этом случае РАО отвечают: “А мы не знаем, спрашивайте казахстанцев! Это их компания”. И все. Тупик”, - разложил действующую сегодня схему министр ЕЭК.
“Здесь возможны антиконкурентные действия. Я говорю не точно, но есть такое предположение. Казахстанское законодательство призывает к обязательному инвестированию, за неисполнение предусматривается ответственность. В российском законодательстве этого нет. Поэтому здесь, возможно, используют различия в законодательстве. Пока вопрос остается открытым”, - прокомментировал ситуацию Нурлан Алдабергенов.
Пока производители электроэнергии отпускают своим российским коллегам электроэнергию с существенной скидкой, для рядовых потребителей цены стремительно идут вверх. Последнее повышение стоимости “благ цивилизации” в Павлодаре было весной этого года. С 1 апреля тарифы на электроэнергию выросли в среднем на 7 процентов.
В Северо-Казахстанской области электроэнергия вырабатывается Петропавловской ТЭЦ, ресурсы которой рассчитаны на СКО и часть Акмолинской области. “ПТЭЦ находится рядом с границей, она удалена от нее не более чем на сто километров и отпускает электроэнергию дороже в РФ. Но эти действия вызвали дефицит электроэнергии в пяти районах СКО. При этом, учитывая имеющийся дефицит, электроэнергию теперь приходится перегонять с Экибастузской ГРЭС-1 и транспортировать по сетям КЕГОКа, Акмолинским сетям, “Кокшетау-энерго” и только потом - через сети Северо-Казахстанской области. Все это накладывается на стоимость услуг, которая сегодня достигла 13,46 тенге за кВт/ч. И это при том, что тариф ПТЭЦ, без учета транспортировки, составляет 5,45 тенге. И при доставке местному населению напрямую он в итоге составлял бы 8,44 тенге за кВт/ч”, - заявил министр ЕЭК, добавив, что в Россию электроэнергия сегодня передается по 7,64 тенге за кВт/ч.
“И в этой части сейчас тупик. Энергетики не знают, что делать, регуляторы не знают, что делать. Монополист говорит: “Это мое право. Я куда хочу, туда энергию отправляю”, - прокомментировал министр. “В этой части мы обратились и в Агентство по защите конкуренции, и в Федеральную антимонопольную службу для проведения соответствующего анализа”, - отметил он.
На западе страны складывается совершенно иная картина.
В Западно-Казахстанской области стоимость вырабатываемой электроэнергии (без учета транспортировки) составляет 6,53 тенге за кВт/ч. Имеющийся дефицит ресурсов здесь восполняют за счет импорта из Российской Федерации. И если один поставщик перегоняет в Казахстан электроэнергию по 11,62 тенге, то другой - по 82,45 (!) тенге. “По такой цене даже в России электроэнергии нет. Напрашивается вопрос: кто будет это смотреть? Здесь казахстанское Агентство по защите конкуренции (АЗК) говорит: мы с АРЕМом дошли до границы, там мы дальше не можем. ФАС также утверждает, что они все это увидели, но спросить с монополистов не могут”, - заявил Нурлан Алдабергенов.
Добавим при этом, что трансграничные рынки находятся в ведении ЕЭК. В настоящее время комиссия ведет работу по гармонизации законодательств стран Казахстана, России и Белоруссии в области развития конкуренции и антимонопольного регулирования.
Их результатом должна стать выработка единого модельного закона трех стран, который планируют подписать на уровне глав государств в июле 2013 года.
После этого, в сентябре 2013 года, планируют создание четвертого (наднационального) антимонопольного органа, который будет иметь право реагировать на все действия крупных компаний, работающих на трансграничных территориях. Пока эту деятельность ведут на уровне каждой отдельно взятой страны. И, как показывает практика, ведут ее недостаточно эффективно.
Астана |