|
Ботагоз Омар
Для казахстанских авиаперевозчиков настали нелегкие времена - госкомпания, предоставляющая услуги аэронавигации, проявляет в этом году гиперактивность. В течение 2012 года она уже три раза изменила тарифы на свои услуги, и каждый раз - в сторону повышения.
Но и это еще не все: в сентябре РГП “Казаэронавигация” направило еще одну заявку в Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), где просит... в четвертый раз (с начала этого года) пересмотреть тариф с его вводом с 1 января 2013 года. Если заявку рассмотрят положительно, то по сравнению с тарифами 2011 года рост услуг аэронавигации составит 454 процента
Наверное, не случайно говорят: как встретишь новый год, так его и проведешь. “Черная полоса” у авиакомпаний началась с 1 января 2012 года, когда со стороны РГП “Казаэронавигация” в одностороннем порядке тариф подняли в среднем на 26 процентов. Основанием для этого стало принятие Постановления правительства №153 от 18 февраля 2011 года, в соответствии с которым международные воздушные перевозки, нерегулярные внутренние перевозки вывели из регулируемого рынка.
По словам главного специалиста по правительственным и законодательным вопросам компании “Эйр Астана” Евгения Аксенова, в середине этого года РГП “Казаэронавигация” вновь направило в адрес авиакомпаний уведомление об увеличении тарифов на свои услуги на 60 процентов с 1 января 2013 года для международных рейсов. Несложно посчитать, что в данном случае речь идет о повышении услуг на 86 процентов по сравнению с тарифами 2011 года.
Но и на этом госпредприятие останавливаться не стало.
Мы уже писали о том, что с 1 июля этого года впервые за 14 последних лет для авиакомпаний страны отменили 50-процентную скидку на аэронавигационное обслуживание на воздушных линиях. В свое время этот “бонус” в виде льготной ставки с коэффициентом 0,5 предоставило государство для развития отечественной системы авиаперевозок. Однако в то время, как перевозчики успешно развивали свою деятельность, расходы компании “Казаэронавигация” на покупку оборудования для радионавигации, радиолокации и внедрения новых технологий постоянно увеличивались.
Соответствующую просьбу монополиста АРЕМ пришлось одобрить. “В вопросах отмены понижающих коэффициентов мы практически дошли до суда”, - прокомментировал “НП” заместитель председателя АРЕМ Анатолий Шкарупа. “Почему мы сами их отменили? Потому что стояла угроза их судебной отмены. Есть нестыковки с действующим законодательством, и если бы представители “Казаэронавигации” пошли в суд, они бы спокойно их отменили. Поэтому мы сами, чтобы не вызывать резонанса (да и в суде на нас могли возложить убытки), самостоятельно отменили понижающий коэффициент авиарейсов”, - сообщил представитель антимонопольного органа.
Отмена понижающего коэффициента стала причиной двукратного увеличения тарифов для авиакомпаний Казахстана по внутренним направлениям (это стало уже третьим повышением стоимости услуг аэронавигации с начала этого года). “В результате отмены данного понижающего коэффициента стоимость услуг “Казаэронавигации” для АО “Эйр Астана” поднялась до 1,685 миллиарда тенге”, - подсчитал вице-президент “Эйр Астана” Айдар Кашкарбаев в ходе недавних публичных слушаний, проведенных в АРЕМ.
|
Евгений Аксенов |
В июне этого года группа депутатов уже обращалась по этому поводу к премьер-министру страны с соответствующим запросом. “Резкое повышение ставок РГП “Казаэронавигация” в текущих условиях вызывает озабоченность в создании предпосылок к дальнейшему росту цен на авиабилеты, в связи с чем в целях сохранения стабильности финансовых и производственных показателей отечественных авиакомпаний сегодня необходимо рассмотреть вопрос целесообразности повышения ставок за аэронавигационное обслуживание”, - обращался в Кабмин мажилисмен Николай Логутов.
Однако, по мнению главы планово-экономического управления РГП “Казаэронавигация” Нуржана Ахметова, все не так уж и плохо. Комментируя ситуацию с отменой понижающего коэффициента, он еще летом приводил данные, что при средней загруженности самолета доля аэронавигационного обслуживания в билете с применением скидки составляла 180 тенге. С 1 июля этого года она возросла до 360 тенге. “То есть при цене 28 тысяч тенге за эконом-класс данное повышение составляет чуть более 0,6 процента. Для бизнес-класса это еще меньше. Очевидно, что оснований для беспокойства о повышении тарифов нет”, - заявлял он.
Однако цифры авиакомпании “Скат”, которая в своих расчетах отталкивается не от стоимости билета, а от показателей себестоимости, расходятся с данными монополиста. “В расходах, которые мы несем на выполнение рейса, в старых тарифах аэронавигационных услуг они составляли 2,5 процента, - сообщил “НП” заместитель начальника отдела экономики компании “Скат” Николай Кравцов. - Сейчас в связи с тем, что с 1 июля тариф подняли и с 1 января 2013 года собираются поднимать (подробнее об этом читайте ниже), доля аэронавигационных услуг доходит до 6,5 процента. То есть рост на четыре процента. Если в деньги перевести, то раньше доля аэронавигационных услуг в одном билете составляла около 250-300 тенге, а сейчас она вырастает до 1200 тенге. Билет, когда-то стоивший 20 тысяч тенге, теперь будет стоить 21 200 тенге”.
Что год грядущий
нам сулит?
“Авиакомпания получила договор на 2013 год, в котором четко прописано, что с 1 января 2013 года ставки по международным направлениям могут увеличить еще на 60,64 процента”, - сообщил “НП” Евгений Аксенов.
По словам Анатолия Шкарупы, “Казаэронавигация” имеет на это право. “Сейчас, как отрасль, как сфера гражданской авиации, они уже о себе заявляют. В соответствии с законом они имеют право каждый год подавать заявки на утверждение тарифов, на их пересмотр, и они этим правом воспользовались. Заявку на изменение тарифов подали в установленном порядке. Мы провели публичные слушания, чтобы проинформировать общественность, каковы причины, основания для изменения тарифа. Нам еще предстоит сделать заключения по каждой статье затрат, посмотреть, насколько они обоснованы. Еще неизвестно, увеличится тариф или не увеличится, поэтому выводы делать пока рано”, - подчеркнул заместитель председателя АРЕМ.
Он добавил, что с момента подачи заявки антимонопольный орган должен рассмотреть ее в течение 55 календарных дней, а представители “Казаэронавигации” обратились с заявкой 12 сентября. То есть агентство должно принять окончательное решение об утверждении тарифов и тарифной сметы до 5 ноября 2012 года.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |