|
Ирина Ковалева
В Павлодаре вышел на линию первый в стране модернизированный трамвай. Стоимость такого обновления - почти 15 миллионов тенге. Благодаря новому оборудованию, которое позволило реанимировать отживший свое вагон, воскресший долгожитель не просто приступил к работе. Теперь трамвай не только перевозит пассажиров, но еще и экономит около миллиона тенге
Помимо Павлодара трамваи есть в Алматы, Темиртау, Усть-Каменогорске. В Астане - скоростной трамвай. А в Караганде трамвайная система прекратила свое существование в 90-х. Однако самая большая трамвайная сеть Казахстана - именно в Павлодаре. Она насчитывает 86 километров путей, ежедневно на линиях “бегают” 86 вагонов.
Представить себе Павлодар без трезвонящих вагончиков уже трудно. Дата запуска первого трамвая - 18 октября 1965 года. Вот уже 47 лет павлодарский трамвай перевозит пассажиров почти по двум десяткам маршрутов. Есть и специальные рейсы - так называемые “развозки”. Раньше это был служебный транспорт для работников крупных промышленных предприятий областного центра. А сейчас эти маршруты обзавелись номерами и возят не только заводчан, но и всех желающих.
В последнее время предприятие привлекло к себе внимание горожан необычными акциями. В мае в Павлодаре на маршрут вышел трамвай-музей. Павлодарский музей литературы и искусства имени Бухар жырау и трамвайное управление города запустили по городскому маршруту “культурный” вагон. В салоне на стеллажах разместили настоящие экспонаты - личные вещи деятелей культуры Павлодарского Прииртышья, а гиды рассказывали пассажирам самого оживленного маршрута о знаменитых земляках.
А во время чемпионата Европы по футболу-2012 по городу стал колесить трамвай с информационными материалами, таблицами и расписаниями игр чемпионата. А после окончания европейских игр болельщиков-павлодарцев ознакомили с расписанием кубковых игр и матчей чемпионата РК по футболу среди команд премьер-лиги. Особенно этот спортивный маршрут понравился детворе - игроки местного футбольного клуба “Иртыш” подписали футбольные мячи всем желающим.
- На трамвае сложнее ездить, чем на машине, - делится тонкостями профессии водитель первого класса Иван Азаренко. - В случае чего - в дерево не съедешь. Тем более трамвай многотонный, и это чувствуется. У меня двойной трамвай, с прицепом, и особенно это ощутимо осенью, зимой и весной. Неубранные с рельсов листья или снег заставляют трамвай даже после остановки идти юзом, ничего с ним не сделаешь: нет сцепления колес, трамвай несет. И мы тормозим, как в поезде, заранее. Многие не знают, что если трамвайная дверь пошла на закрытие, она идет до конца и только потом открывается. Не надо совать в закрывающуюся дверь руки - водитель вас уже увидел, он сейчас откроет вам дверь. Но самое сложное в работе водителя трамвая - это пешеходы в капюшонах и наушниках.
Специалисты не скрывали, как шла модернизация. Показывали и рассказывали, как именно проводится установка новейшего оборудования - своеобразная “операция на сердце” для трамвая. От “первой ласточки” модернизации - отработавшего почти 2 срока 34-летнего “старичка” №82 - поначалу почти ничего не осталось: только остов, вся устаревшая начинка ему больше не пригодится.
Все оборудование заменили на современное - от заводов-производителей СНГ. В вагоне установили энергосберегающее оборудование, резисторно-контакторную систему заменили на транзисторную, электронную. Среди прочих преимуществ модернизации применение современных тепло- и звукоизоляционных материалов в обшивке салона трамвая и новой системы отопления, также улучшенная эргономика кабины водителя. В вагоне установили более долговечные и экономичные светодиодные лампы. Это позволит снизить расход электроэнергии на 30-48 процентов. А в год такой вагон позволит сэкономить 67 тысяч киловатт-часов, это 897 тысяч тенге. Кстати, в Казахстане модернизацию старого вагона провели впервые, тогда как в России это повсеместная практика.
В нынешнем году АО “Трамвайное управление г. Павлодара” приступило к реализации комплексного проекта по обновлению трамвайного парка. Работу ведут по двум направлениям: приобретение 50 новых вагонов и модернизация 65 старых.
В АО “Трамвайное управление г. Павлодара” объясняют, модернизация - не прихоть, а вынужденная мера. Подвижной состав в городском экологическом мини-железнодорожном хозяйстве - 115 вагонов. Трамваи в Павлодаре - народный транспорт, их услугами, по данным 2011 года, пользуются более 21 миллиона человек в год. А парк изношен более чем на 90 процентов, большая часть вагонов отслужила двойной нормативный срок. Ремонтировать вагоны дорого - цены на запчасти повышаются ежегодно на 10-20 процентов. К тому же модернизация позволит значительно сэкономить затраты на электроэнергию. Только в этом году отпускные тарифы на электроэнергию выросли в среднем на 27,3 процента. То есть с апреля по декабрь затраты стали больше на 19 миллионов тенге.
Еще один немаловажный аспект модернизации техники - социальный. По статистике, именно зимой трамвайщики получают больше всего жалоб. Добираясь на работу в устаревших трамваях, люди попросту замерзают. Специалисты трамвайного управления заверили: провели своеобразную подготовку к отопительному сезону, и в модернизированных салонах павлодарцам холод будет не страшен - тепловые вентиляторы установили еще в семи вагонах. Это горожане смогли проверить в нынешние 40-градусные морозы.
Кроме этого павлодарские трамвайщики изучают опыт в сфере перевозок в других городах СНГ. В Екатеринбурге павлодарские специалисты присмотрелись к автоматизированному сбору оплаты за проезд. Система включает в себя терминалы, различные электронные карты оплаты, есть отдельные карты для проезда льготников и валидатор на руке у кондуктора, к которому прикладывают карту для мгновенной оплаты услуги. Автоматически выдается распечатка. Может стоять как автомат, так и сотрудник со считывающим устройством.
Во многих городах России такая система уже не в новинку. Кстати, сборы за проезд возросли на 26 процентов, то есть прокатиться “зайцем” с автоматизированной системой практически невозможно. Да и оплата электронной картой дешевле, чем наличными деньгами. Тот, кто постоянно пользуется трамваем, может приобрести своеобразный электронный проездной билет, а пассажир с единичными поездками покупает разовый билет за наличные. Интересно, что карты действуют не только в трамвае, но и в троллейбусе, автобусе и даже в такси. У нас до внедрения подобной системы пока далеко, но изучить передовой опыт стоит.
Параллельно с модернизацией Трамвайное управление Павлодара обновляет трамвайный парк. 15 сентября АО “НК “СПК “Павлодар” и российский “Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова” подписали меморандум о поставке в Павлодар 50 новых трамваев. Два новых вагона уже прибыли в Павлодар - за яркую жизнерадостную расцветку и внешний вид в народе их уже прозвали “рыжиками” и “муравьями”. Несмотря на морозы в -45, обкатка “рыжиков” и обучение водителей прошли успешно.
Павлодар
Фото автора,
пресс-службы АО
“Трамвайное управление г. Павлодара” и интернет-сообщества “Павлодарский трамвай” (
http://vk.com/pavlodar_tram
) |