|
Константин Маскаев
Вчера, в понедельник, 10 декабря, прошел второй день прений сторон в деле по обвинению пограничника Владислава Челаха в убийстве сослуживцев и егеря на посту “Арканкерген”. С прошлой недели защиту представляют три адвоката. Но подзащитный запретил им участвовать в судебных прениях. Правда, до поры
В понедельник один из адвокатов, Серик Эстияров, зачитал суду заявление Челаха: “В связи с тем, что адвокатам не дали достаточного времени для подготовки к прениям, моя позиция не изменилась. Я запрещаю моим адвокатам участвовать в прениях, потому что это может негативно отразиться на моем положении”.
Отметим, что накануне, то есть в пятницу, основной адвокат пограничника, Серик Сарсенов, отказался участвовать в судебных прениях, так как суд не предоставил ему достаточно времени для подготовки к процессу. Видимо, теперь подсудимый лишь подкрепил это совместное с адвокатом решение своим заявлением.
Адвокат Серик Сарсенов, как и обещал, в понедельник не явился в суд на прения. Его коллега Серик Эстияров, зачитав заявление Челаха, дал комментарий, что не отказывается участвовать в прениях, но не может и не имеет права изменить волю своего подзащитного.
Третий адвокат Челаха, Жумагайша Саржанова, назначенный государством в период болезни коллег на прошлой неделе, сообщила, что будет участвовать в прениях.
Напомним, накануне Владислав Челах дал отвод этому адвокату, поскольку усомнился в эффективности его защиты. По мнению подзащитного, у Саржановой было слишком мало времени для детального знакомства с делом. “Видимо, поэтому она в течение двух дней не проронила ни слова в мою защиту”, - подкрепил сарказмом свой отвод Владислав Челах. Суд отвода не принял и оставил Саржанову на процессе. И именно этот адвокат теперь заявляет несогласие с некоторыми пунктами обвинения, среди которых и самые тяжелые: убийство двух и более лиц, кража, хищение оружия, незаконное получение государственных секретов и дезертирство. И просит суд оправдать подзащитного по шести статьям Уголовного кодекса.
По мнению защитника, у следствия и суда есть основания только для признания вины по статьям “Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества” и “Незаконное ношение оружия”. Никаких материальных неопровержимых доказательств вины пограничника в убийстве следствие не предоставило. Ранее сделанные признания подсудимый объяснил сговором с неназванным подполковником КНБ, который якобы убедил Челаха, что это необходимо для поимки тех “серьезных людей”, которые совершили нападение на пост. Так это или нет, следствие не может ни внятно подтвердить, ни убедительно опровергнуть.
Все доказательство вины пограничника, по сути, строится на эмоциях, домыслах и бытовом “психоанализе”. Так, например, обращает на себя внимание то, что “самооговор” Челах произносит не запинаясь, эмоционально и убедительно, а версию о нападении доводит сухо и протокольно, зачитывая ее с бумаги. Кроме того, Челах отказался участвовать в суде, когда проходил допрос полицейского, принимавшего признательные показания подсудимого сразу после задержания.
Тем не менее у адвоката Саржановой достаточно оснований, чтобы заявлять суду: “Я попрошу оправдать подсудимого по предъявленным обвинениям по шести статьям. Подзащитный Челах признает временное оставление части “Арканкерген” и незаконное хранение и ношение оружия, то есть пистолета. Учитывая, что эти преступления относятся к категории средней тяжести, Челах ранее не судим, не привлекался к уголовной ответственности, по месту жительства и во время прохождения службы характеризовался положительно, прошу назначить моему подзащитному наказание, не связанное с лишением свободы, оставив иски потерпевших без удовлетворения”.
Адвокат считает, что Челах мог оказаться жертвой обстоятельств.
В ходе прений Саржанова также напомнила суду, что ранее Сарсенов выражал сомнения по поводу вменяемости подсудимого. И во время суда поведение Челаха нельзя назвать последовательным. Она также напомнила суду эпизод с попыткой членовредительства. Назвать это попыткой суицида, конечно, нельзя.
Сессия понедельника в Алматинском областном суде Талдыкоргана завершилась достаточно быстро. Судья Ербол Ахметжанов заявил, что, поскольку Сарсенов отсутствует на судебном заседании, а Челах запретил адвокатам участвовать в судебных прениях, суд откладывает заседание до 10 утра вторника, 11 декабря. Судья принял это решение, чтобы предоставить стороне защиты больше времени для подготовки к прениям.
Меж тем, как мы сообщали ранее, суд над бывшим командиром заставы “Сары Боктер” Алексеем Фоминым принял неожиданный оборот. Судебное следствие возобновили в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Защита Фомина привела неопровержимые доводы, что связь между постом “Арканкерген” и Ушаральским погранотрядом была в порядке. Алексея Фомина обвиняют по нескольким пунктам, среди которых непринятие мер по поводу отсутствия связи поста “Арканкерген” с заставой “Сары Боктер” и попытка сокрытия факта отсутствия связи. |