Ботагоз Омар
Антимонопольное ведомство не стало менять тарифы на услуги аэронавигационного обслуживания. В сентябре РГП “Казаэронавигация” подавало заявку об очередном повышении стоимости своих услуг в среднем на 92 процента с 1 января 2013 года, несмотря на то, что в течение этого года данные тарифы росли уже три раза
Прежде по этому вопросу в Агентстве РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) проводили общественные слушания. РГП “Казаэронавигация” аргументировало намерение в четвертый раз изменить тариф убыточностью своей деятельности, связанной с обслуживанием воздушных судов на внутренних рейсах.
В свою очередь, руководители ряда авиакомпаний страны указывали на то, что этот шаг непременно скажется на стоимости авиауслуг. Тем более, что с начала этого года тариф уже поднимали в среднем на 26 процентов от действующих тарифов 2011 года в разбивке от максимальной массы. (Основанием для этого являлось принятие постановления правительства №153 от 18 февраля 2011 года, в соответствии с которым международные воздушные перевозки, нерегулярные внутренние перевозки вывели из регулируемого рынка.)
О втором увеличении тарифов на услуги РГП авиаперевозчики узнали в середине этого года. Они поднимутся на 60 процентов с 1 января 2013 года для международных рейсов.
Кроме того, с 1 июля этого года впервые за 14 последних лет для авиакомпаний страны отменили 50-процентную скидку на аэронавигационное обслуживание на воздушных линиях. В свое время этот “бонус” в виде льготной ставки с коэффициентом 0,5 предоставило государство для развития отечественной системы авиаперевозок. То есть авиакомпании платили за услуги аэронавигации вдвое меньше положенного. Отмена понижающего коэффициента стала причиной двукратного увеличения тарифов для авиакомпаний Казахстана по внутренним направлениям.
По подсчетам вице-президента “Эйр Астана” Айдара Кашкарбаева, в результате отмены этого понижающего коэффициента стоимость услуг “Казаэронавигации” для АО “Эйр Астана” поднялась до 1,685 миллиарда тенге.
Однако, по мнению главы планово-экономического управления РГП “Казаэронавигация” Нуржана Ахметова, все не так уж и плохо. Комментируя ситуацию с отменой понижающего коэффициента, еще летом он приводил данные, что при средней загруженности самолета доля аэронавигационного обслуживания в билете с применением скидки составляла 180 тенге. С 1 июля этого года она возросла до 360 тенге. “То есть при цене 28 тысяч тенге за эконом-класс данное повышение составляет чуть более 0,6 процента. Для бизнес-класса это еще меньше. Очевидно, что оснований для беспокойства в повышении тарифов нет”, - заявлял он.
Четвертая попытка монополиста не увенчалась успехом. Можно предположить, что в следующем году РГП “Казаэронавигация” снова попытается повысить тариф, приготовив для этого новые аргументы. В соответствии с действующим законодательством, предприятие имеет на это право. При этом остается только надеяться на компетентность и объективность антимонопольных органов, чтобы найти тот баланс, который, с одной стороны, обеспечит соблюдение прав пассажиров на безопасные поездки, с другой - даст возможность государственному предприятию осуществлять безубыточную деятельность.
Астана |