Ботагоз Омар
До 2020 года наша страна намерена увеличить объем транзита товаров из Китая в Европу и обратно по всем видам транспорта не менее чем в два раза. Это позволит нам трехкратно увеличить прибыль с транспортировки с 994 миллионов (по состоянию на конец 2011 года) до 2,8 миллиарда долларов США в год. Топ-менеджмент национальных компаний Казахстана убежден, что задача эта вполне осуществима при условии тесного взаимодействия со всеми соседями и внедрения инноваций
Для сравнения приведем текущую динамику по росту товарооборота между европейскими странами и Китайской Народной Республикой. По информации, озвученной президентом страны Нурсултаном Назарбаевым на 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, в 2010 году объем торговли между ЕС и КНР составил более 526 миллиардов долларов США. Причем доля Казахстана заняла менее половины процента от этого объема.
В связи с удобным географическим расположением нашей страны транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан может быть значительно расширен. В рамках создания Единой транспортной логистической компании между Казахстаном, Россией и Белоруссией наша страна предлагает создать транспортный коридор “Новый Шелковый путь”, и партнеры по Таможенному союзу охотно поддерживают эту инициативу.
Кроме того, о поддержке этой идеи со стороны соседних центральноазиатских стран в ходе недавнего форума “Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия” - “1520 в авангарде евроазиатской торговли” сообщил глава национальной компании “Ћазаћстан Темiр Жолы” Аскар Мамин. “Сегодня мы представляем не только Казахстан, а всю Центральную Азию. На форуме присутствуют многие наши коллеги из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. И я сегодня, можно сказать, выступаю от лица коллег, которые присутствуют на этом форуме”, - сообщил Аскар Мамин.
В целях расширения транзитного потока через нашу страну создали специальное АО “Национальный центр развития транспортной логистики”. По словам его главы Рустана Дженалинова, к 2020 году по всем видам транспорта прогнозируют увеличение товаропотока через нашу страну в два раза. “То есть, если мы сейчас возим 16,5 миллиона тонн всеми видами транспорта, то через 8 лет этот объем возрастет до 30,5 миллиона тонн”, - отметил он.
По словам управляющего директора по новым проектам АО “НК “КТЖ” Адельша Ермуханова, за последние 10-11 лет в Казахстане построили 1100 километров новых железных дорог, включая запущенный в прошлом году первый комплекс участка Узень - госграница с Туркменистаном. Также в 2011 году ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс новой дороги Жетиген - Хоргос. Кроме этого в текущем году начали строительство еще двух участков: Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубаркуль, с помощью которых в Казахстане создадут замкнутую сеть магистральных железных дорог.
Но для увеличения пропускной способности дорог недостаточно только строительства самих коридоров. Представители КТЖ утверждают, что они внедряют множество инновационных проектов в хозяйстве пути, сигнализации связи, используют новую высокопроизводительную технику.
Ведущую роль в этом вопросе отводят трансферту технологий. Здесь достаточно вспомнить производство локомотивов нового поколения совместно с компанией “Дженерал электрик”, производство пассажирских вагонов Talgo.
В условиях нашей страны именно железнодорожный транспорт пользуется наибольшей популярностью. “В общем грузопотоке по железной дороге в России перевозят около 80 процентов грузов, в Казахстане - около 70 процентов, в то время как в США - 50 процентов, в Китае, Германии - чуть больше 20 и во Франции - 15 процентов”, - сообщил председатель правления ТОО “ENRC Logistics” Эдуард Каплан.
С запуском в 2015 году автомагистрали Западная Европа - Западный Китай, протяженность которой только по территории Казахстана составляет 2787 километров, эта картина по видам транспорта может измениться.
И, несмотря на то, что Казахстан является самым удаленным от мирового океана государством, морским перевозкам также уделяют особое внимание. По прогнозам мировых экспертов, в этом направлении к 2020 году между Китаем и Европой объем грузов возрастет до 170 миллионов тонн. (Для сравнения: в 2010 году он составлял 117 миллионов тонн). Казахстан к этому времени намерен привлечь восемь процентов данного грузопотока, перевозимого с помощью морского транспорта. Для этого развивается инфраструктура морского порта Актау, который с 2006 года расширяет число сухогрузных терминалов в северном направлении.
Астана |