|
Ботагоз Омар
Пройдет, наверное, много лет, пока общественность Казахстана, России и Беларуси разберется во всех плюсах и минусах интеграции. Пользуясь нынешними сомнениями как предлогом, представители оппозиционных партий даже предлагают провести референдум на предмет, не выйти ли нам из ТС. Политическая же элита трех стран не сомневается в правильности курса на интеграцию, утверждая, что Таможенный союз учтет минусы Евросоюза
Говоря о первых итогах вступления в Таможенный союз, члены правительства в первую очередь не без гордости называют цифры по растущему товарообороту. За два последних года его прирост составляет не менее 40 процентов. Пока наибольший пик экономического сотрудничества в виде обмена товаром “всех марок” между Казахстаном и Россией исчисляется суммой в 24 миллиарда долларов США, и, как считают ведущие экономисты наших стран, это еще не предел.
Как известно, после создания Таможенного союза “тройка” с 2015 года будет функционировать в рамках Евразийского экономического союза, когда все “джентльменские соглашения” преобразуются в законы.
Ранее в интервью российским СМИ Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил, что при этом наши страны будут учиться на недостатках и провалах Европейского союза. “Для того, чтобы нормально развиваться, сосед тоже должен быть нормальный, спокойный. А в объединении создается условие для укрепления независимости государств, укрепления совместной обороны между государствами и для экономики. Это создание широкого пространства для рынка. Эти 170 миллионов человек в наших трех государствах в экономической науке считаются самодостаточными для торговли. Мы можем не смотреть в трудных условиях куда-то, а если хорошо сработаем, можем внутри производить, внутри торговать, развиваться. Все это говорит о том, что будущее за интеграционными процессами”, - говорил глава государства, добавляя, что в отличие от ЕС у нас нет языкового барьера. Кроме того, нас объединяют общая история и общий менталитет.
Учитывая, что Таможенный союз в отличие от ЕС создали в кратчайшие сроки, не менее чем до 2015 года государственные органы трех стран проведут колоссальную работу по сближению законодательств государств, которые почти за 20 лет по ряду направлений сильно отдалились друг от друга. Конечно, на местах в связи с этим возникает немало вопросов, которые решаются в рабочем порядке.
В
первую очередь создание “тройки” повлияло на стоимость товаров, ввозимых из “третьих стран”, так как таможенные ставки на них заметно возросли.
Во-вторых, в Казахстане, где стоимость бензина почти на треть ниже, чем у нашего северного соседа, цены на топливо постепенно будут равняться на российские, что мы и наблюдаем с прошлого года.
В-третьих, лидеры отечественных общественных бизнес-объединений жалуются на то, что их российские и белорусские коллеги демпингуют цены на нашем внутреннем рынке, вытесняя казахстанских производителей.
В то же время не стоит забывать, что и у казахстанского бизнеса при условии, что он будет постоянно совершенствовать свою продукцию и сам технологический процесс (благо, что государственных инструментов для этого немало, нужно просто вовремя изучить их и подать соответствующие заявки), с созданием Таможенного союза открываются новые рынки сбыта уже не для 16-миллионной, а 170-миллионной аудитории.
Окончательно все точки над “i” расставят со временем, пока еще рано точно заявлять, хорошо или плохо стало нашей стране с вхождением в ТС.
Тем не менее представители мажилиса не перестают задаваться этими вопросами и атаковать Кабмин предположениями и страхами относительно того, что Казахстан может занять невыгодную позицию в “тройке”, а наши представители в ходе переговоров не смогут отстоять профессионально свою точку зрения.
К примеру, в “НП” 4 октября в “Парламентском альбоме” мы уже писали о том, что депутат Айгуль Соловьева процитировала представителей ЕЭП “Атамекен”, однажды наблюдавших, как казахстанские представители отстаивают в ТС интересы своей страны: “Наши переговорщики выглядели как школьники. Потому что там (с российской стороны. -
“НП”) работают консультанты на уровне... Они были бизнес-консультантами в компании Маккензи. Насколько наши переговорщики готовы к тому, чтобы представлять интересы Казахстана и отстаивать их?” - интересовалась она у министра финансов Болата Жамишева, который постарался развеять эти сомнения.
Некоторые политические партии берут все это на вооружение, заявив, что у казахстанцев не спросили, хотят ли они интеграции с Россией и Белоруссией. Поэтому их активисты предлагают гражданам провести референдум, в ходе которого народ бы ответил на вопрос: “Поддерживаете ли вы выход Казахстана из Таможенного союза и Единого экономического пространства?”.
Инициаторы этого вопроса считают, что, передав 175 экономических полномочий в неконституционный наднациональный орган в Москве (Европейской экономической комиссии), Казахстан фактически лишается возможности проводить самостоятельную экономическую политику. В то же время они заявляют, что признают всю важность дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Россией. “Мы выступаем за сохранение режима наибольшего благоприятствования в торговле, защиты взаимных инвестиций, избежание двойного налогообложения с РФ, сохранение зоны свободной торговли”, - подчеркнули представители общественного движения.
Астана |