|
Зачем спорить с предрассудками читателя?
Гораздо приятнее на них опираться
Мир газетой не прикрыть. Но кто-то пытается
День казахстанского журналиста всегда торжественен. Журналистов поздравляют, награждают, ублажают. Им говорят, что они самые смелые, честные и необходимые. Их приглашают на фуршеты, торжественные ужины, праздничные обеды, спортивные турниры, пикники и дружеские вечера.
Им вручают награды, премии, подарки, билеты на концерты и авиапутешествия, записные книжки, майки, бейсболки, авторучки, диктофоны, кинокамеры и многое-многое, и т.д., и т.п.
Чем уж в этот день так любы народу журналисты, сказать сложновато. Тем более, что во все остальные дни журналистов почти всегда ругают и норовят потащить их в суды или куда-нибудь еще - в Министерство информации, например. Чтобы наказать, поставить на место, запугать, заставить говорить правду, быть достойными своего призвания, не сеять рознь и не клеветать на честных людей.
Такая противоречивая любовь-ненависть объяснима разве что публичностью и всепроникновением журналистского ремесла, и его необходимостью для людей всех времен и географических областей. Несмотря на то, что журналистику вечно пытались куда-то загнать или и вовсе уничтожить, она прорастала, как упрямый, но яркий сорняк, в самых неожиданных и нежелательных местах. И ничем ее выкорчевать никому еще не удавалась.
А если кто и умел журналистику “культивировать” по своему вкусу, так получалось некое уродство, и никому не хотелось его выносить. И “вторую древнейшую” в который раз костерили, требовали от нее стать общественно полезной, честно-правдивой, бескорыстной, острой, вкусной, профессиональной, интересной. Так было, есть и будет.
“Понапишут тут... Читать невозможно”. Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. Или: журналист - это человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту. А неподражаемый Оскар Уайльд сказанул такое: “В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего”.
Словом, журналистику и журналистов, по большому счету, не любит никто. И ремесло сие считается не очень-то достойным. Собирать информацию, в том числе весьма сомнительного нравственного свойства, выковыривать о людях такое, чего они и сами порой не подозревают, - это, согласитесь, не самое приятное и почетное в жизни занятие.
Но здесь вспоминается еще одно замечательное высказывание о нашем сегодняшнем предмете: к читателю обращайся как к умному человеку, но не забывай, что он идиот. Резковато. Но так и хочется перефразировать: но не забывай, что он лицемер. Или: что у каждого читателя есть свой “скелет в шкафу”. Потому ему, читателю, и хочется подглядеть (через “газетный глазок”) за соседом, ибо знает - у того “что-то такое” тоже непременно есть.
“У каждого мгновенья свой позор, свои колокола, своя отметина”. Поэтому-то и пользуются первоочередной популярностью именно те сюжеты, которые наиболее сомнительного нравственного свойства. Будем откровенны. Все. И мы, и вы, хотя бы в этот день - в момент нашего профессионального почитания.
Но, согласитесь, мы далеко не всегда (а вообще-то есть журналисты, которые и никогда...) не потакаем вашим сокровенным потребностям. А работаем для тех из вас, кому этого не надо. Так что имеем право получить ваши честные поздравления с этим днем - днем, когда каждый гордится чем-то своим. Мы - тем, что служим вам, а вы - тем, что мы у вас есть.
Ведь мы всего лишь говорим вам - куда прыгнула кошка, а уж заниматься этой кошкой - извините, ваша забота... |