Юлиана Жихорь
Двигатели интеграции
На минувшей неделе депутатов мажилиса заинтересовал один вопрос - нужна ли нам экономическая интеграция, коли она лишь наносит ущерб нашей экономике?
Так,
Мурат Абенов напомнил главе Министерства интеграции, что после вступления России (как члена Таможенного союза) в ВТО пошлины на автомобили там снизили, а у нас остались высокими. И спросил Жанар Айтжанову, представлявшую ратификацию Договора о зоне свободной торговли, насколько корреспондируются между собой позиции РФ в ВТО с нормами Договора.
“Все обязательства РФ при вступлении в ВТО, что касается импортных таможенных пошлин и торговли с третьими странами, становятся составной частью договорно-правовой базы ТС, - ответила министр. - Чтоб не было противоречий”.
Однако пока Казахстан не смог присоединиться к утилизационному сбору. Поскольку, как заявила Айтжанова, “присоединение к утилизационному сбору, во-первых, еще больше ограничило бы импорт автомобилей на территорию Казахстана и, во-вторых, остановило бы наш переговорный процесс с крупными, ключевыми членами ВТО, такими как Европейский союз. Поэтому мы пришли к компромиссному решению, что Казахстан и Беларусь до вступления их в ВТО остаются на действующем уровне таможенного тарифа, что также соответствовало просьбе нескольких предприятий, которые у нас занимаются производством автомобилей и планируют совместно с российскими, корейскими компаниями дальше развивать это производство”.
Мажилисмен заговорил цифрами, заявив, что есть угроза переполнения казахстанского рынка ВТОшным утилем: “Все будут завозить в Россию, там растамаживать и потом везти к нам. Сейчас, получается, какая защита? - вернулся он к теме защиты отечественного рынка. - Сегодня мы защищаем только автомобильный рынок России. Я последние сведения смотрел: в 3,3 раза увеличился завоз российских автомобилей. При этом на отечественные автомобили такого роста нет. Получается, что мы пытаемся защищать свой рынок, но на самом деле в последних договоренностях таких защитных мер мы не видим”.
Айтжанова сообщила, что утилизационный сбор, введенный в России, “теоретически не может быть ниже, чем тот единый таможенный тариф, который на сегодняшний день применяет Казахстан”: “По нашим расчетам, по подержанным автомобилям размер утилизационного сбора где-то будет выше, чем наша импортная таможенная пошлина. Поэтому нет никакой угрозы, что в связи с тем, что у России снизятся импортные пошлины, они будут завозить на территорию Казахстана, несмотря на то, что у нас сохранились те пошлины, которые были”.
“Свалкой мы не станем, - парировала министр еще один аналогичный вопрос другого депутата. - Потому что действующие пошлины у нас и так высокие, и они запретительные по отношению к подержанным машинам. То есть везти подержанную машину - это практически заплатить стоимость этой машины и даже больше в качестве пошлины, поэтому это экономически нецелесообразно”.
Она также напомнила, что казахстанский автопром в последнее время показывает неплохие цифры роста: АО “Азиа-Авто” в 2011 году произвело 7326 автомобилей против 3000 в 2010 году. АО “Агромашхолдинг” - около 800 автомобилей в 2011 году.
Астана |