Ботагоз Омар
Вслед за запуском производства вертолетов совместно с европейскими партнерами в Казахстане запустили новые проекты, дающие возможность развитию авиапрома. Речь идет о выпуске в Караганде самолетов для сельскохозяйственных целей и производстве в Алматинской области АН-140. Похоже, что вскоре этот список пополнится сборкой российских вертолетов в нашей стране
Еще в конце июня этого года в Астане запустили завод, который получил исключительное право на сборку вертолетов Eurocopter на территории СНГ и их продажу в близлежащих странах. Совместное предприятие (СП), созданное силами Нацкомпании “Казахстан Инжиниринг” и французской компании Eurocopter, намерено выпускать на первых порах по 8-10 вертолетов в год. По замыслу инициаторов проекта, в дальнейшем на базе этого предприятия планируют освоить и выпуск самолетов.
Кстати, несмотря на то, что символическая красная ленточка появилась на предприятии в середине этого года, уже в прошлом году СП произвело первые шесть вертолетов для нужд казахстанских министерств.
Со сбытом у предприятия проблем не будет. Недавно Украина заявила о планах приобрести пять вертолетов ЕС-145 казахстанской сборки. Кроме того, заинтересованность в приобретении этих вертолетов высказали также Россия и Азербайджан.
А вот будет ли экономически выгодным производство сельскохозяйственных самолетов “Фермер-500”, запущенное в конце прошлого года в селе Новоузенка (близ Караганды), покажет время. Завод должен выпускать 36 самолетов в течение года. Причем, по словам частной компании, внедрившей столь амбициозный проект, на предприятии ведется не просто сборка, а их строительство от начала до конца. Но при этом один такой казахстанский самолет будет стоить около 150 тысяч долларов, что почти в четыре раза дороже импортного легкомоторного самолета для самостоятельной сборки.
Впрочем, это не полный перечень производств, осваиваемых в этой сфере. С украинской стороной уже подписали соглашение о совместном производстве и послепродажном обслуживании самолетов Ан-140-100 в Алматинской области. Соответствующая договоренность достигнута между ТОО “АэроКЗ” и ГАК “Антонов”. Пока перед совместным предприятием стоит задача по конечной сборке из агрегатов, произведенных на Украине и в России. По подсчетам инициаторов проекта, казахстанские авиакомпании нуждаются в замене старого парка воздушных судов Ан-24, Ан-26, Як-40 и Як-42, а для этого им потребуется более 90 самолетов. Но не факт, что авиаперевозчики отдадут предпочтение именно Ан-140-100.
Заметим, что на Харьковском авиазаводе с 2001 года производится лишь по одному такому самолету в год ввиду низкого спроса, которым пользуется данная модель воздушных судов. Иран, пожелавший реализовать подобный проект по сборке самолетов по лицензии “Антонова”, демонстрирует такой же результат. Одной из причин являются аварии, допущенные с использованием подобных судов. Один из примеров: в 2002 году в Иране потерпел крушение самолет АН-140, крупноузловая сборка которого ведется в иранском Исфахане.
Правда, после этого модель пересмотрели на предмет безопасности эксплуатации и усовершенствовали. Но в декабре 2005 года в небе над Баку потерпел крушение еще один самолет АН-140-100. Находившиеся на борту 18 пассажиров и 5 членов экипажа погибли. После трехмесячного изучения причин катастрофы самолета Ан-140-100, выполнявшего рейс Баку - Актау 23 декабря 2005 года, эксперты пришли к выводу, что авария произошла из-за ошибок, допущенных при производстве воздушного судна.
Но все равно, похоже, что число проектов в сфере зарождающейся авиапромышленности теперь будет расти. На недавнем IX Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав двух государств Президент России Владимир Путин заявил о намерении собирать в Казахстане российские вертолеты.
“Приоритетным с точки зрения новых технологий является машиностроение. В ближайшие годы мы планируем построить в Казахстане автомобильный завод полного цикла и заинтересованы в совместном производстве по сборке гражданских вертолетов Ка-226”, - отметил он в ходе пресс-конференции, добавив, что реализация этих программ позволит охватить новые производственные цепочки и повысить качество и масштаб промышленной кооперации между странами.
Астана |