|
Алла Иванилова
Совесть пассажира - лучший контролер
Страшная трагедия, которая произошла не так давно в Астане, когда в центре города на оживленном перекрестке столкнулся пассажирский автобус и автокран, похоже, не стала уроком для водителей общественного транспорта
Жуткая авария на одном из самых загруженных перекрестков столицы - угол проспекта Сары-Арка и улицы Кенесары, в результате которой четыре пассажира автобуса 36-го маршрута погибли и еще десять получили различные травмы, потрясла многих астанчан. Теперь горожане более внимательно относятся к вопросам безопасности на общественном транспорте и обо всех нарушениях сообщают лично акиму города. Судя по этим жалобам, стиль вождения городских перевозчиков после трагедии сильно не изменился.
Недавно на блог столичного акима обратился сознательный молодой человек, который рассказал, что стал свидетелем грубого нарушения правил дорожного движения маршрутным автобусом, указав при этом его госномер. Небезразличный горожанин предложил поставить на все автобусы видеорегистраторы. “После окончания рабочей смены ответственный сотрудник автопарка будет просматривать каждую, допустим, десятую запись. Такой подход не затратен (видеорегистратор стоит 15 тысяч тенге) и позволит держать в тонусе водителей автобусов. На фоне страшной аварии, произошедшей на перекрестке улицы Кенесары и проспекта Сары-Арка, я думаю, ужесточение контроля на дороге актуально”, - уверен молодой человек.
В свою очередь, аким Астаны сообщил, что водителя автобуса, допустившего нарушение, отправили на пересдачу экзаменов на знание ПДД, и только после успешной сдачи экзаменов его вновь допустят к работе. А по поводу видеорегистраторов заметил, что их установка, может, и сыграет некоторую роль в дисциплинировании водителей, но на это требуются определенные затраты. К примеру, только одному автопредприятию “Автобусный парк №1” необходимы будут средства в размере 2,5 миллиона тенге. На данный момент таких денег у автопредприятий нет. Более приоритетной задачей, стоящей перед перевозчиками сейчас, является модернизация автопарка новыми автобусами, отвечающими стандарту Евро-3. Учитывая, что общественным транспортом ежедневно пользуется около 500 тысяч горожан, столичные власти делают все возможное для их более комфортного передвижения. Так, в период с 2009 по 2011 год предприятия пассажирского транспорта приобрели 233 новых автобуса, вывели из эксплуатации свыше трехсот устаревших и маловместимых. С начала 2012 года в автопарки поступил 51 новый автобус, а до конца текущего года поставят еще 59 единиц.
При этом глава города назвал предлагаемую схему “эффективной”, поскольку видеоматериалы могут сыграть положительную роль при изучении обстоятельств конкретного факта нарушения. Но учитывая, что ежедневно в Астане на линию выходят 778 автобусов, для надежного мониторинга их работы надо отслеживать каждую отдельную запись в режиме скорости один к одному. “Даже если, как вы предлагаете, просматривать только каждую десятую запись, это означает необходимость работы 70-80 диспетчеров, а если учесть график работы общественного транспорта, то и всех 150 человек в две смены. Затраты на их содержание только за один месяц могут превысить стоимость самих видеорегистраторов”, - отметил аким.
В качестве альтернативы - видеомониторинг уличного движения, который осуществляется сегодня не только в Астане. В городе работают 511 камер видеонаблюдения, 385 из которых установлены на перекрестках. До конца года планируют установить еще 139 камер. Наблюдение по ним ведут сотрудники Центра оперативного управления (ЦОУ) ДВД города Астаны, и, по словам столичного акима, “их работа позволила значительно повысить уровень контроля за обеспечением общественной безопасности и соблюдением ПДД”. В сутки фиксируют около 60-70 нарушений ПДД, из них 5-6 допускают водители городского общественного транспорта. Для более эффективного мониторинга нарушений столичный акимат планирует в дальнейшем на крупных остановках установить камеры видеонаблюдения.
Однако и это не панацея, поскольку не хватает сотрудников. Поэтому вся надежда на самих горожан, которые должны сообщать о фактах нарушения в УДП Астаны с указанием точных сведений о времени, месте и обстоятельствах. “Зачастую неравнодушная и ответственная гражданская позиция оказывается намного эффективнее любых административных мер”, - считает градоначальник. В этом случае проверить информацию, подняв записи из видеоархива, не составит труда. Тем более, что установленная система GPS-навигации позволяет в любое время просмотреть схему, интервал и скоростной режим того или иного автобуса. Однако, как показывает практика, сообщения горожан не всегда достоверны. Из 30 жалоб, поступающих в течение недели в центральную диспетчерскую службу, лишь часть находит свое подтверждение.
Астана |