|
Наталия Цой
Реформы в системе образования давно перестали быть для нас новостью. Уже не шокируют сообщения о том, что “скоро” наши дети будут учиться в школе 12 лет, что внедрят новую систему оценок, что учителей теперь будут набирать не из числа тех неудачников, которые не смогли поступить в другие, более престижные вузы. Не шокируют, но и не радуют, потому что практика, к сожалению, показывает: на местах все остается пугающе неизменно
Одна из излюбленных тем, обсуждаемых в обществе, в нем же не раз высмеянных - это казахстанские учебники. Каких только скандалов не пришлось пережить их создателям, и ведь никто из них не покраснел и даже не попытался оправдаться. Видимо, пресловутый человеческий фактор - самый сильный аргумент в нашей стране даже при таких непростительных конфузах.
Например, совсем недавно стало известно, что... первый в мире космонавт Юрий Гагарин - нерусского происхождения! Об этом стало известно благодаря учебнику английского языка для 5 класса издательства “Атамура”. В тестовом задании предлагается ответить на вопрос, кем был по национальности Юрий Гагарин. В трех вариантах ответа присутствуют только англичанин, американец и испанец. Причем учебник переиздали в 2010 году тиражом 43 тысячи экземпляров после многочисленных нареканий со стороны родителей и детей и опять же многочисленных обещаний издателей быть, как минимум, внимательнее, если уж не профессиональнее.
Правда, в самой корпорации “Атамура” заверили, что они не имеют никакого отношения к ошибке, допущенной в учебном издании, и пообещали разобраться с этим. “Это не у руководства, а у автора учебника надо спросить. Я не думаю, что это они по неведению сделали, что не знали, какой национальности Гагарин. Если бы там буква была пропущена, можно было бы сказать, что техническая ошибка, вина редактора или корректора”, - прокомментировала СМИ вице-президент корпорации “Атамура” Гульбаршын Жарылгасимова.
Она также пояснила, что ошибку в учебнике по английскому языку можно исправить только лишь к 2014 году, так как книги эти переиздаются один раз в четыре года.
По словам вице-президента корпорации, авторы книг всегда работают в процессе создания учебников параллельно, и их учебники проходят экспертизу в Министерстве образования и науки. А ведь подобные ошибки довольно дорого обходятся в финансовом плане. Поменять одну страницу невозможно - исправляют весь печатный лист-блок.
Кстати, в этом году особенно удивили учебники для четвертого класса - у них поменяли формат с А5 на почти А4. Не известно, каких целей добивались их создатели, но количество ошибок, самых разнообразных, осталось таким же, что не может не “радовать”.
Может, поэтому никого из родителей не удивляет, когда преподаватели предлагают помимо казахстанских учебников использовать российские. Мы попытались выяснить, почему так получилось. Надо сказать, что при наборе учебников первого поколения допустили огромное количество технических, синтаксических ошибок. А иногда даже задания не соответствовали теме урока или вообще не изучались по программе. Поэтому учителя были вынуждены подбирать огромное количество дополнительных заданий, чтобы отрабатывать необходимые материалы, поднимать знания детей до определенного уровня. Российские учебники были выходом из ситуации на тот момент, так как альтернативы в отечественных учебниках не было. Сейчас ситуация немного изменилась, вышло второе поколение учебников, но дело в том, что выходят они еще по тем госстандартам, которые существовали 2-3 года назад. И требования к уроку, которые существовали тогда, сегодня не подходят.
Например, сегодня урок строится по уровневой системе. И так же оценивается ответ ребенка. Наши учебники, к сожалению, не всегда подходят под эти требования. Они рассчитаны на ребенка среднего уровня, который учится на “3” и “4”. А для детей, которые претендуют на “5”, в них очень мало творческих заданий повышенной сложности или заданий, которые требуют комплексного показа своих знаний. Либо они не ко всем темам или урокам подобраны. И учитель опять вынужден подбирать такого вида упражнения или задания, чтобы особенно сильные или творческие детки продолжали работать на уроках.
Российские издания тем и выигрывают, что у них огромное количество учебно-методических комплексов, внедрены различные развивающие системы, не говоря о том, что каждый регион, например, Татарстан, имеет свои учебники, в которых описываются традиции и культура этого народа. Казахстан, к сожалению, пока еще не разработал такого количества учебников, чтобы учитель мог выбирать, что ему больше подходит, где лучше располагается учебный материал, сохранена логика, много работы с творческими детьми.
Еще одна проблема заключается в том, что методы работы поменялись, а учебники остались старыми, с 1990-х годов. Вот и получается, что современная методика идет вразрез с содержанием учебников. Потому что кто-то работает по критическому мышлению, кто-то - по системе Монахова, а кто-то - по развивающей системе обучения. Поэтому задача учителя - привлечь детей к процессу обучения, заинтересовать их, сделать урок интереснее. Вот еще одна причина, почему педагоги прибегают к учебникам российского производства.
Но вернемся к инновациям в системе образования. Депутат сената парламента Казахстана Гани Касымов считает: любая реформа нужна не ради реформы, а ради результата. “Молодежь должна быть подготовлена к тому, чтобы отвечать вызову XXI века, - сказал он. - По большому счету, это новое поколение реформаторской направленности, необходимо, чтобы эти молодые люди понимали, что они не чужие в вихре событий, который проходит перед ними, что они полноценные частички этого потока”.
По его мнению, современный молодой человек должен ориентироваться в технологиях, освоить новый уровень мышления, понимание глобализации не только на уровне своего города или страны, но и на мировом уровне. “Отсюда и идет 12-летнее обучение, образование нулевого класса, предложения давать образование с 5 лет”.
Поделился он с нами и своим мнением о том, советском, образовании, которое в свое время считалось одним из лучших в мире. И предложил взять его за основу: “А может, взять за основу свое прошлое - старое советское образование. Хочу сказать, не самое плохое. Та база, которую я когда-то получил, позволяет мне, например, говорить свободно на любые темы. Основа, которую получило мое поколение, фундаментальна, она была сильна, и люди моего поколения сейчас в промышленности, в экономике, причем занимают не последние позиции”.
“Меня не пугают реформы, настораживает другое, я не вижу цельной системы, - продолжил он. - Например, ЕНТ, нужно оно или не нужно? К этому вопросу надо подходить не с точки зрения игры в “угадалку”, а с реальной оценки знаний. Вспомните, когда экзаменационная комиссия из нескольких человек принимала экзамены, ответ на поставленные вопросы был только началом разговора, самое интересное начиналось, когда задавали уточняющие вопросы. Вот где показывались эрудиция, уровень понимания темы и мышление человека”.
Что касается повсеместной компьютеризации, то понятно, что от современных инноваций трудно уйти. Хотя и возникает в связи с этим множество проблем. Взять хотя бы ту же каллиграфию, за которую в свое время бился каждый учитель по правописанию. На этот счет у сенатора свое мнение: “Я, например, придерживаюсь таких взглядов. Сейчас мы компьютеризировали школы, даже задания даются на компьютере, но когда мы были в школе, у нас по усвоению темы урока было несколько этапов.
Преподаватель устно говорил - раз, потом кое-какие вещи излагались на доске - два, дома мы готовили домашнее задание, включали свои мыслительные процессы - три, потом мы писали и отвечали (правильно или неправильно - это другой вопрос) - четыре, потом мы запоминали все это визуально - пять, и позже мы приходили в школу и уже всем классом отвечали на уроке - шесть, то есть шесть раз запускался механизм погружения в эту тему. А общение только с компьютером все это убивает. Самое главное в этом учебном процессе - вся система школьного образования работала на то, чтобы включить дополнительные мозговые ресурсы человека”.
Сейчас весь мир озабочен тем, к чему приведет тотальная компьютеризация. Хорошо это или плохо, обогащает это человека или нет? Сейчас об этом думают филологи, психологи, аналитики, методологи. Как такой подход будет влиять на человека в будущем - это большой вопрос.
“Сейчас мы находимся на большом перепутье, и поэтому легче всего критиковать все реформы и новшества. Главное, мы не топчемся на месте”, - говорит Гани Есенгельдинович.
И еще. Недавно стало известно, что наши дети не умеют применять полученные в школах знания. По данным ПИЗа, международного рейтинга по оценке качества знаний, казахстанские школьники находятся в списке стран с низкими показателями качества знаний по степени их применяемости на практике. Специалист центра исследований “Сандж” Айнагуль Шарипбаева в своем интервью журналистам не исключила, что это связано с недостаточным финансированием.
“Да, объем финансирования расходов на образование увеличился почти в семь раз с 2003 года. Было 149,5 миллиарда тенге, выросло до триллиона. Но, несмотря на то, что объем финансирования системы образования ежегодно увеличивается, доля государственных расходов в ВВП страны в 2011 году составила 3,8 процента, что ниже рекомендуемого ЮНЕСКО уровня в 5-6 процентов”, - отмечает она.
По ее словам, годовые расходы на одного ученика в Казахстане составляют 1100 долларов США. Этот показатель существенно отстает от расходов таких стран, как США и Япония, где на одного ученика в год приходится 9446 и 7615 долларов соответственно.
Может ли достаточное финансирование решить проблему образования в Казахстане, сказать трудно. Так же трудно, как быть уверенным в том, что все реформы, предложенные чиновниками, когда-нибудь заработают и принесут свои положительные плоды. |