|
Общественное мнение - это то, о чем обществу сообщают журналисты
Вид на зимовку
Госдолг США превысил сумму в 16 триллионов долларов. Если в прошлом году, когда сумма этого долга приблизилась к 14,5 триллиона, был шум и смятение во всем мире и даже всякие рейтинги Америки в связи с этим понизили, то сегодня никто почти и не заметил, что чудовищная сумма стала еще более чудовищной. Все привыкли. Все понимают, что изменить уже никто и ничего не сможет.
Даже Григорий Александрович Марченко, который на этой неделе вновь успокоил казахстанцев по поводу пресловутой второй волны мирового экономическоо кризиса. По мнению Григория Александровича, истерию нагнетают опять же журналисты. Работа у них такая. Писать о хорошем им неинтересно. Этого никто не читает, тогда как о плохом рассказать или придумать - это как раз самое ходовое и востребованное. Как у англичан: хорошая новость - это не новость.
А беспокоиться нам, уверяет Григорий Александрович, особенно-то и не о чем. Казахстан к любым мировым финансовым потрясениям готов. Активы Нацфонда неизменно растут, а мы, граждане, все больше берем в банках кредиты и даже откладываем на черный день (вот только осталось неясным - кредиты, что ли, откладываем?). Все это, по мнению главного банкира, свидетельствует о стабильности, уверенности и отсутствии причин для беспокойства.
Цены, правда, растут, признал банкир. На все необходимое и первостепенное. Нет, не на “Бентли” или “Порше”, а на хлеб, молоко и мясо. На овощи и фрукты. Ну так они всегда растут. Что тут сделаешь? Да и тарифы подскочили так, что зиму зимовать придется кому-то ох как туго. Но это же не кризис! Выжить-то еще можно.
Президент России Путин на днях возглавил стаю аистов. Сел на дельтаплан и показал аистам дорогу на зимовку. Миллионы людей видели эти волнующие кадры президентского полета. Все уже давно знают, что Путин любит птиц и животных. И заботится о них. И эту заботу регулярно показывают по телевизору и на интернет-видео. И президенту хорошо, и народу занятно. И птицы теперь знают, где зимовать.
“К чему все это?” - спросите вы. Да все к тому же. Общество - это социальная структура, обладающая едиными ценностями, едиными регулятивными нормами и так далее. У нас есть такое общество? Ну и каковы же его консенсусные ценности? А также регулятивные нормы и все прочее?
Наверное, общество у нас все-таки есть, но оно какое-то слоеное, или, точнее, немонолитное и все более разное. И каждая из этих разностей все сильнее погружается в свои представления о мире и о своем собственном бытии.
Одним беспокоиться не о чем. Другим - как бы зиму перезимовать. Для одних - госдолг США не проблема, все давно просчитано, размещено и диверсифицировано. Для других доллар - это единственная надежда на то, чтоб хоть что-то в этой жизни сохранить. И, представьте, они размером госдолга США очень даже интересуются! Для одних цена хлеба - это категория чисто экономическая. Для других - опять “ужаться”, скажем, на одежду или что-то другое.
В свое время много говорилось о том, что настоящий социализм был построен отнюдь не в СССР, а, скажем, в Европе. Где в то время все было. И соцгарантии, и возможность найти подходящую работу, и выбор жилья. Какова природа и цена этого европейского “социализма”, сегодня все видят. Оказалось, что благополучие и стабильность были в долг. В долг без оглядки и без расчета. Вернее, в счет кого-то другого.
То же самое, только в чудовищных масштабах, происходит сегодня в США. И решать эту свою проблему, конечно же, там будут не за свой счет. И один из самых действенных способов решения - большая война, которая все и вся спишет. И должна уже будет не Америка, а будут должны ей.
Но не надо так мрачно. Не будем нагнетать. А то опять Григорий Александрович на нас осерчает и скажет, что мы разводим истерию и беспокойство. А на самом деле беспокоиться не о чем. И тем более - бесполезно. |