Ботагоз Сейдахметова
Прошлый понедельник, а именно, 3 сентября 2012 года, может стать своеобразной разделительной датой в истории отношений США с его главным союзником на Ближнем Востоке. В этот день Израиль сотрясло сенсационное сообщение о якобы имевшем место тайном послании США Ирану после видеообращения президента Барака Обамы к руководству и народу этого исламского государства, в котором он заявил, что настало время решать проблемы между двумя странами.
Было ли вообще такое обращение - никто из экспертов не может утверждать. Возможно, мирные инициативы американского президента - это часть избирательной кампании Барака Обамы. Но все же некий кризис в отношениях США и Израиля явно происходит, а война против Ирана опять будет отложена
Избирательная кампания в США подошла к своей самой жестокой части, когда соперники не гнушаются никакими методами во взаимной войне. Вот и в нынешней черно-белой схватке действующего президента Барака Обамы и кандидата от республиканской партии Митта Ромни наступил момент, когда соперники используют самую проверенную тактику - ирано-израильскую карту.
О возможности военной операции США против Ирана говорится давно. С той самой черной даты 9/11, когда Америка решила бороться с мировым терроризмом в Афганистане, а потом уничтожить Ирак за якобы наличие там оружия массового поражения.
Иран давно стоит в очереди на американскую демократию, но за десять лет после трагедии с башнями-близнецами Белый дом так и не придумал, как усмирить ядерные амбиции Тегерана.
Со своей стороны Иран ненавидит Америку и особенно яростную нелюбовь питает к ее 51-му штату, который соседствует с ним в регионе. Израиль, вернее, его уничтожение, всегда является центральной темой в речах иранского президента Ахмадинежада.
И все же что-то всегда не позволяет Америке перейти от экономических санкций в отношении Ирана к военным действиям. Вот уже десять последних лет эксперты гадают о том, будет ли очередная война на Ближнем Востоке, но ситуация не меняется. Иран продолжает работать над своими (как они сами признаются) мирными ядерными программами, а США продолжают не верить Ирану и угрожать время от времени войной против него.
И вот тему войны традиционно поднимает кандидат от республиканской партии, которых за воинственность в Америке принято называть ястребами. Наверно, потому что там есть нефть, газ и прочие несметные богатства, за которыми стоят в большинстве своем компрадорские правительства этого региона. Ну и голоса еврейского лобби в самой Америке тоже не будут лишними...
Так вот, Митт Ромни на партийной сходке республиканцев раскритиковал мягкую ближневосточную политику Барака Обамы. В частности, он сказал: “Каждый американец чувствует себя сегодня в меньшей безопасности, чем раньше. Обама заявил, что мы должны говорить с Ираном. Мы продолжаем говорить, а иранские центрифуги тем временем продолжают вращаться”.
Между тем американцы устали от войн, особенно в этой части планеты, такой далекой от США и такой смертоносной для ее парней. Именно это и использует в своей риторике Барак Обама. Да и большинство американских политиков, я уверена, прекрасно осознают, что в случае, если Израиль втянет их в войну с Ираном, это будет бесконечный и кровавый конфликт для всего региона и для Запада в том числе.
Так что в этой ситуации дипломатичная позиция Барака Обамы мне представляется единственно верной. Именно в его силах предотвратить военные действия Израиля против Ирана. Возможно, что он и потеряет некоторые голоса на выборах, но действующего президента поддержит основной американский электорат, который устал от военных авантюр против исламского мира.
P.S.: Воинственность израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху понятна. Он там живет и на собственной шкуре знает, что такое терроризм и что такое иранские угрозы смести Израиль с лица земли. Им, израильтянам, есть отчего люто ненавидеть Иран и опасаться, что он на самом деле разрабатывает ядерное оружие.
Оттого израильский премьер вышел с такой идеей: мол, если Израиль наносит удар с воздуха по центрам ядерной программы Ирана перед выборами, то США будут вынуждены поддержать Израиль.
Можно понять и главного израильского солдата - министра обороны Эхуда Барака, который уверен почему-то, что в случае военной атаки Израиля иранский ответ приведет к минимальным потерям его государства. |