Константин Маскаев
В эти дни военная авиация на постсоветском пространстве отмечает свое 100-летие. Долгий путь, овеянный победами, достижениями, рекордами. В Москве по этому поводу в воскресенье состоялось грандиозное авиашоу с участием исторических и современных самолетов.
Но и алматинское мирное небо было наполнено атмосферой военного праздника. И тоже юбилейного. 70 лет назад, в далеком 1942 году, начался исторический боевой путь ордена Красной Звезды авиационной эскадрильи, ныне базирующейся под Алматы и являющейся основной учебно-тренировочной и тактической базой Сил воздушной обороны Казахстана
Поэтому вчера в небе и на земле в районе Семидесятого разъезда можно было наблюдать особую активность и скопление людей в парадной форме одежды. Пилоты и парашютисты демонстрировали мастерство высоко в небе и на сверхмалых высотах. На размеченной бетонке аэродрома, превращенной на время в место построения личного состава, награждали отличившихся, чествовали ветеранов. Читали тексты поздравлений от руководства страны, Вооруженных сил, алматинского градоначальника. Поздравить коллег приехали представители других воинских подразделений. Показательные выступления провели военнослужащие аэромобильных войск.
Интересно, что первым руководителем этого созданного в Ташкенте в годы войны летного подразделения была женщина, действующий летчик старший лейтенант Тамара Шалыгина. На формирование эскадрильи отвели два дня, которые истекли 9 августа 1942 года. Но к этому дню военно-транспортное авиационное подразделение удалось сформировать. Его составили известные трудяги У-2 (По-2), транспортные варианты бомбардировщиков ТБ-3, Ил-4 и легендарные американские “Дугласы”, которые на советский манер “адаптировали” под “ником” Ли-2. Эскадрилья выполняла задачи по переброске войск и грузов на фронт, за что впоследствии получила Боевое Знамя. А за особые заслуги по выполнению специальных заданий правительства СССР, успехи в боевой подготовке получила орден Красной Звезды.
В Алма-Ату часть передислоцировали в 1970 году. Личный состав продолжил выполнять задачи в различных точках большой страны и за ее пределами. А домашней базой стал аэродром в окрестностях тогдашней казахстанской столицы.
Не обошли эту часть и события 80-х годов в Афганистане. И хотя сама часть официально не принимала непосредственного участия в боях, многие офицеры и прапорщики прошли огненное крещение в этой горячей точке. Три офицера части отдали жизни при выполнении воинского долга.
С апреля 1998 года тогда уже авиаполк вошел в состав только что образованных Сил воздушной обороны РК, став одним из основных подразделений. До сего дня эскадрилья является основным боевым вертолетным подразделением, которое несет боевое дежурство и принимает участие во всех учениях, проводимых по планам Вооруженных сил Республики Казахстан, а также маневров в рамках ШОС, ОДКБ и КСОР.
До недавнего времени в составе авиаподразделения находилась Спортивная парашютная команда, чьи рекорды, победы и достижения на международном уровне являются национальной гордостью. Ныне команду вывели в отдельное подразделение, но, как и прежде, она использует для подготовки ту же базу и тот же воздушный транспорт.
В 2002 году экипаж военных летчиков в сложнейших погодных условиях доставил и посадил в афганском аэропорту Баргам казахстанский правительственный Ту-134 с важной делегацией на борту. Летчики части обеспечивали замену личного состава Казбата на таджикско-афганской границе. Экипажи обеспечивают сопровождение литерных вертолетов, включая полеты президента Казахстана и глав других государств. Участвуют в обеспечении безопасности при проведении встреч официального международного статуса.
А во время последних волнений в Киргизии военный борт 04, Ан-26, вывез из осажденной местности свергнутого президента Бакиева. Возможно, тем самым предотвратив гражданскую войну в соседней республике.
Фото Ирины Шелеповой и автора |