|
Олег Червинский
В первый день августа, без особого шума и помпы, произошло событие на самом деле достаточно знаменательное и масштабное. Если говорить громкими словами - сделан огромный шаг вперед к энергетической независимости Казахстана. Если же по сути, без пафоса - в этот день началась прокладка газопровода Бейнеу - Шымкент, который соединит западные газоносные районы страны с энергодефицитным югом, сидящим сегодня на игле узбекского газа
Как только у соседей температура зимой падает ниже нуля, Узбекистан резко ограничивает подачу газа в Казахстан. Позапрошлой зимой жители Жамбылской области, к слову, ощутили это на себе. Но им, как и алматинцам, еще везет - практически вся Кызылординская и часть Южно-Казахстанской области до сих пор отапливаются сжиженным газом в баллонах. Страдает и промышленность - к примеру, завод по производству удобрений в районе Мерке Жамбылской области никак не может выйти на проектную мощность по причине дефицита газа.
Новый внутренний газопровод, первый за годы независимости Казахстана, позволит одновременно решить обе задачи: газификацию 577 населенных пунктов в Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях, включая Байконур. Есть и третья задача - на последнем этапе строительства газопровод станет частью глобальной экспортной системы газопроводов Казахстан - Китай. “Вместе с построенными еще в советское время газопроводами Средняя Азия - Центр, Бухара - Урал и Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы новый трубопровод Бейнеу - Шымкент замкнет цельную инфраструктуру газообеспечения страны”, - говорит Кадырберди Елевсинов, генеральный директор ТОО “Газопровод Бейнеу - Шымкент”. ТОО было создано в соответствии с Соглашением между правительствами Казахстана и Китая о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода Казахстан - Китай от 18 августа 2007 года с учетом изменений и дополнений от 14 октября 2009 года и Соглашением об основных принципах организации проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации второго участка газопровода Казахстан - Китай, подписанного 12 июня 2010 года между АО “Национальная компания “КазМунайГаз” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Учредительные документы товарищества подписали 16 декабря 2010 года.
Полтора года шли работы над проектно-сметной документацией, выкуп земель под строительство, выбор подрядчиков, возведение вахтовых поселков для строителей по трассе газопровода и другие подготовительные работы. Немаловажной частью этого этапа была организация схемы финансирования проекта. “Стоимость проекта ориентировочно составит около 3,6 миллиарда долларов США, - говорит заместитель генерального директора ТОО по экономике и финансам Жарас Искаков. - Уставный капитал товарищества составляет один миллиард долларов, в равных долях его оплатили участники ТОО: АО “КазТрансГаз” с казахстанской стороны и компания Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited” - с китайской. О привлечении оставшейся суммы переговоры вели с Банком развития Китая, и сейчас практически достигнуто соглашение о предоставлении им кредита на эти цели. Соответствующее кредитное соглашение будет подписано в самое ближайшее время”. Предполагается, что инвестиции в проект окупятся через 15 лет.
Протяженность первого участка газопровода от Бозоя до Шымкента составляет 1164 километра, его строительство завершат уже через год. Строительство второго участка Бейнеу - Бозой протяженностью 311 километров пройдет в сроки с 2014 до 2016 года. Пропускная способность газопровода составит 5 миллиардов кубометров газа на первом этапе и 10 миллиардов - после полного ввода в эксплуатацию.
Решили вопрос с ресурсной базой. В октябре-ноябре 2013 года в трубу пойдет первый газ с Жанажольского месторождения в Актюбинской области. Предполагается, что на начальном этапе потребителям будут поставлять до 2,5 миллиарда кубометров голубого топлива. В 2014 году на Жанажоле построят второй газоперерабатывающий завод, что увеличит подачу газа, а кроме того, как ожидается, начнется разработка “КазМунайГазом” газового месторождения Урихатау в той же Актюбинской области. В настоящее время там идут разведочные работы. Таким образом, объемы прокачки газа увеличатся вдвое. И, наконец, со вводом участка Бейнеу - Бозой можно будет начать экспортные поставки газа в Китай. Закупом газа у добывающих компаний будет заниматься “КазТрансГаз” как национальный оператор. Согласно принятому недавно Закону “О газе и газоснабжении”, у него есть приоритетное право покупки необходимых объемов добываемого газа у недропользователей. Так что дефицит голубого топлива в ближайшее время стране не грозит!
“Строящийся газопровод поистине уникален - среди множества вариантов выбрали оптимальный по всем техническим и финансовым характеристикам, - говорит Кадырберди Елевсинов, генеральный директор ТОО “Газопровод Бейнеу - Шымкент”. - Он представляет собой крупный инновационный проект, отличающийся высокой технологичностью, полностью соответствующий проводимому руководством страны курсу на ускоренную модернизацию и инновационное развитие. В его разработке использовали ряд передовых инженерных решений, которым нет аналогов в казахстанской практике”.
Строительство газопровода идет полным ходом, не прекращаясь ни на минуту. За первые двадцать дней августа уложили более 100 километров сварных труб. У проекта два генеральных подрядчика: опытная казахстанская компания “Казстройсервис” и “дочка” Китайской национальной нефтегазовой корпорации. За плечами специалистов “Казстройсервиса” немало реализованных трубопроводных проектов, а потому работы идут споро и с высоким качеством. На трассе газопровода уже не встретить традиционного сварщика в маске и с пучком сварочных электродов - их заменили операторы сварочных комплексов, прошедшие специальную подготовку. Большинство занятых в проекте - казахстанцы.
По окончании строительства газопровода по его маршруту в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях сделают 20 отводов, на которых “Интергаз Центральная Азия” построит газораспределительные станции, а уже от них “КазТрансГаз-Аймак” сделает разводку до населенных пунктов, и голубое топливо придет в дома казахстанцев. |