|
Ботагоз Омар
Казахстанские бизнес-объединения бьют тревогу, заявляя о том, что российские и белорусские компании искусственно снижают стоимость своего товара, чтобы оттеснить с нашего внутреннего рынка отечественных производителей. Они считают, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), высший орган Таможенного союза, должна срочно выработать единую антидемпинговую политику
Союз трех стран, созданный в рекордные для таких объединений сроки, нуждается в совершенствовании структуры по отслеживанию бизнес-процессов внутри Таможенного союза. Так считают представители крупных казахстанских бизнес-объединений, которые проанализировали цены на ряд товаров как на продуктовом рынке, так и в сфере товаров народного потребления.
По их наблюдениям, если закупка мяса под Алматы осуществлялась прежде по 900 тенге, то сегодня в южной столице белорусская говядина продается по 700 тенге. “Естественно, это существенная разница. Никакой закупщик уже не полезет закупать у наших чабанов скот. И когда мы говорим, что Белоруссия может подождать со вступлением в ВТО, там сельское хозяйство субсидирует государство в большем объеме, чем в Казахстане. Поэтому у них дешевая продукция, но тем самым они нас, как производителей этого мяса, вытесняют с рынка”, - сообщил в комментариях “НП” исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
Руководитель бизнес-объединения убежден, что этот пример применим практически ко всем товарным позициям, и снижение цен связано не только со сроками хранения. “В рамках Единого пространства мы за последние несколько месяцев ощутили очень серьезный демпинг со стороны российских компаний, которые продают на территории Казахстана по ценам на 20-30-40 процентов ниже, чем в России”, - отметил Радостовец в ходе недавнего видеомоста Москва - Астана на тему: “Таможенный союз и ВТО: реалии переговорного процесса”. По его словам, за этот же период времени импорт российской продукции вырос в Казахстане на треть.
В то же время вице-президент Торгово-промышленной палаты России Георгий Петров привел другую статистику. “По сравнению с 2010 годом российский импорт из Казахстана, то есть ваш экспорт в Россию, увеличился на 54 процента, а наш экспорт в Казахстан увеличился только на 20 процентов”, - отметил он, добавив, что здесь вопрос не в том, кто у кого отвоевывает рынок, а в том, что формирование ТС дает уникальные безграничные перспективы для предприятий осваивать рынок друг друга.
Но диалог продолжался. По информации Николая Радостовца, сейчас таможенной статистики при пересечении границы не ведут. “Поэтому цифры, которые вы привели, с 1 января 2012 года потеряли актуальность. Мы сейчас не можем сказать, сколько завезено российских в Казахстан, а сколько казахстанских товаров. Этот вопрос требует серьезного внимания со стороны правительств стран. Нужно обследование проводить, и для этого должны выделить соответствующие средства”, - отметил он, обращаясь к своим российским коллегам.
Что касается антидемпинговой политики, то представитель ассоциации убежден, что антимонопольные органы трех государств должны создать банк данных тех компаний, которые присутствуют в странах ТС, о формах и методах работы, справедливых и несправедливых, по которым они работают в различных странах, в том числе и не входящих в Таможенный союз, подчеркнув, что, как показывает мировой опыт, за антиконкурентным снижением цен следует разорение средних и мелких компаний. “А потом крупные компании все равно повышают цены, и в конечном счете проигрывает потребитель”, - добавил эксперт.
|
Союзное мясо |
“Если мы сопоставим объемы производства перерабатывающей промышленности, например, казахстанские и российские, мы заметим, что наши производители, как правило, по мощности чуть ли не в десять раз меньше. Поэтому мы не имеем возможности так маневрировать ценами, пуская в Россию продукцию по более низким ценам”, - подчеркнул глава бизнес-объединения.
Он отметил, что в этой ситуации необходимо ускорить унификацию антимонопольного законодательства стран Таможенного союза, чтобы у бизнесменов появилась возможность инициировать запросы по проведению расследований деятельности конкурирующих с ними компаний, производящих на территории стран - партнеров ТС.
Помнится, два года назад взаимодействие двух антимонопольных органов Казахстана и России положительно отразилось на защите интересов потребителей, пользующихся услугами мобильной связи. Тогда совместное расследование госорганов соседних государств позволило существенно снизить стоимость предоставляемых услуг.
Но это пример договоренности руководителей двух ведомств. Казахстанские бизнесмены призывают создать такой правовой механизм, который мог бы действовать на постоянной основе и был обязательным для всех трех стран...
Напомним, что в мае этого года коллегия ЕЭК приняла решение о полной передаче полномочий по проведению антидемпинговых и специальных защитных расследований от национальных органов стран Таможенного союза департаменту защиты внутреннего рынка ЕЭК. Кроме документов по мерам защиты внутреннего рынка, действующих на территории “тройки”, этому органу передали также расследования, не завершенные до 1 июля 2012 года.
Директор российского Центра по изучению вопросов тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав Евсеев в ходе видеомоста сообщил, что в настоящее время в рамках ТС “для того, чтобы возбудить такое (антидемпинговое. -
“НП”) расследование, необходимо, чтобы инициатор этого заявления представлял 25 процентов отрасли Таможенного союза. В этой ситуации, как нам видится, в большинстве случаев казахстанским предприятиям, которые будут заинтересованы в возбуждении защитных расследований, если они не обладают такой долей, придется искать некие пути взаимодействия с российскими и белорусскими компаниями”.
Георгий Петров также считает, что в этом вопросе основную роль должны играть ассоциации и объединения предпринимателей. “Потому что я не знаю функции и права Антимонопольного комитета Казахстана, и российский Антимонопольный комитет не может вести реестр предприятий, работающих в той или иной стране, и тем более анализировать условия”, - пояснил он, подчеркнув, что в условиях рыночной экономики государство не может регулировать вопросы ценовой политики. “Если нарушаются условия конкуренции, нужна доказательная база”, - добавил Петров.
По его словам, в России по некоторым товарным позициям складывается обратная ситуация. Страны-соседи обвиняют нашу страну в демпинге при продаже... репчатого лука. “Нам нужно договариваться не только в сфере антимонопольного законодательства, но и о единой системе промышленных субсидий. Их не разрешают в ВТО, но их можно и нужно переформатировать”, - подытожил Петров.
Астана |