Ботагоз Омар
Несмотря на ежегодное 10-процентное увеличение потребления бензина в Казахстане и 40-процентную зависимость от импорта, в настоящее время топ-менеджеры АО НК “КазМунайГаз” уверяют, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы смогут полностью закрыть внутренние потребности страны в качественном топливе. Но произойдет это не раньше 2016 года
Поводом для такой уверенности стало недавнее подписание кредитного соглашения АО “Банк Развития Казахстана” (БРК) с ТОО “Атырауский нефтеперерабатывающий завод” (АНПЗ) на строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН). Крупнейший банк страны в рамках Госпрограммы форсированной индустриализации занял 252 миллиона долларов США на 13,5 года.
По словам заместителя председателя правления АО НК “КазМунайГаз” Данияра Тиесова, такая крупная финансовая подпитка дает возможность к 2016 году полностью закрыть потребность Казахстана в бензине. “В 2016 году, я думаю, мы полностью закроем нашу потребность и потребность отраслей, активно потребляющих дизельное топливо (сельское хозяйство, Министерство обороны и КТЖ)”, - отметил в ходе торжественной церемонии Тиесов.
Вместе с тем здесь следует помнить и об особенностях рынка. Недостаточно поставлять бензин в нужном объеме. Немаловажно и качество поставляемого топлива. Как показывает нынешняя ситуация, сегодня бензин АИ 80 оказался совершенно невостребованным.
Но, как уверяет представитель национальной нефтегазовой компании, в течение четырех лет все три отечественных нефтеперерабатывающих завода научатся производить бензин стандарта Euro-5.
“Первого ноября 2016 года на территории всего Таможенного союза начинают действовать стандарты Euro-5 для продукции НПЗ. И уже с начала 2016 года все три НПЗ будут соответствовать стандарту Euro-5. После завершения проекта на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе станет возможным перерабатывать любую нефть, нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью. Уже не будет мазута, вакуумного газойла. Будет только высокооктановый бензин, авиационное топливо, дизельное топливо и продукция нефтехимии, которая будет идти на внутренний рынок и на экспорт”, - очертил горизонты развития НПЗ зампред компании.
Но пока еще, как минимум, три полных года страна будет подстраиваться под конъюнктуру рынка. Чтобы не допустить дефицита топлива перед уборочной страдой, Кабмином был введен полугодовой запрет на вывоз ряда нефтепродуктов. Соответствующее Постановление правительства РК №886 “О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов” было принято 29 июня этого года (с введением в действие первого июля).
Запрет коснулся легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов, кроме специальных бензинов и печного топлива бытового. Контролировать ситуацию по соблюдению положений данного документа поручили Комитету таможенного контроля Минфина и национальному железнодорожному перевозчику.
Астана |