|
Так жить нельзя, а по-другому не умеем
Грозные горы
Два алматинца обмениваются в очереди к кассе магазина:
- Слышал? Опять десять человек завалили. В горах.
- Да, егеря с семьей. И опять никого не найдут, крайнего подставят...
Больше всего резануло слово “опять”. А ведь и действительно - за десять месяцев третья массовая бойня. Жанаозен, “Арканкерген”, теперь вот Аксайское ущелье. В них погибли больше сорока человек.
...Из Лос-Анджелеса позвонил Стив Ливайн, американский журналист, несколько лет живший когда-то в Казахстане.
- И что там у вас? - спрашивает. - Почему столько людей гибнет? Оружие продавать разрешили? А убийц егеря нашли?
И рассказал Стив, что в Калифорнии все, кто жил или бывал в Казахстане, только о массовых убийствах и говорят. О Жанаозене, “Арканкергене”, а теперь вот и об Аксайском ущелье под Алматы.
...А вот как-то в нашем Медеуском районе поймали двух приезжих с юга парней, промышлявших грабежом. Напали они в час ночи на прохожего, да рядом оказался, на счастье, передвижной патруль. В сумке одного из парней нашли три портмоне, кредитки, какие-то украшения. Но утром всех отпустили. На недоуменный вопрос: “Почему?” - господин полицейский столь же недоуменно ответил: “А мне что их, дома держать, что ли?”
Мелкий случай, очень мелкий. Согласны. Но очень уж показательный. Особенно, когда эти мелкие случаи происходят на глазах нескольких людей, привыкших еще к тому, что любое, пусть даже мелкое, преступление должно быть наказано.
Но вот происходит очередное ЧП. И уже вроде оно не ЧП, а что-то регулярное и оттого еще более пугающее. Полиция требует от всех граждан, особенно от журналистов, не множить слухи и домыслы, а дождаться результатов расследования. Не будем множить. Хотя слухи и домыслы - это естественная реакция людей на страшную регулярность всех этих побоищ. Люди стремятся сами себе помочь, из-за недостатка информации пытаются друг другу хоть как-то объяснить происходящее.
И еще полицейские требуют не валить все в кучу. Мелкие случаи бытовухи и крупные происшествия. А как быть с тем, что двух грабителей просто отпустили? Объясните нам, рядовым гражданам, - почему? Неужели и в самом деле держать их негде? Или степень отчужденности наших силовиков от людей стала настолько велика, что можно вот так вот, с издевкой “обяснять” - почему полиция отпускает пойманных уличных грабителей? А потом удивляться, почему это граждане официальной информации просто не верят. Ведь все, наверное, с такой вот “мелочи” и начинается?
Какая бы версия ни нашла свое подтверждение, будь то бытовуха или еще что-то, бойня в Аксайском ущелье - явный и далеко не первый повод для очень серьезного разговора. На самом-самом верху. Да и между нами тоже. В державе нашей явно что-то творится такое, в чем нужно разобраться компетентно и не одноразово. Жизнь человеческая превратилась из сакральной, непреходящей ценности во что-то совсем иное. Почему?
Где наши бесчисленные остепененные доктора гуманитарных наук, специалисты по человеческим душам и культуре? Может, попытаетесь объяснить, что же это с обществом, с конкретным человеком происходит, когда каждые полгода где-то в стране расстреливают, взрывают, вырезают десятки людей?
Эйфория по поводу феерического успеха казахстанских олимпийцев в Лондоне продлилась, к сожалению, недолго. И мы быстренько вернулись с вершин триумфа к нашим, реальным горам и ущельям, долинам и степям. Где идет не показная, а обычная наша, порою пугающая жизнь.
|