ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СОТКАнные проблемы События

Юлиана Жихорь
Вопрос наведения порядка в земельных отношениях стоит перед властями не первый год. Амбициозные планы по превращению Казахстана в сельхоздержаву мирового масштаба требуют рационального и разумного отношения к земле. Чего, если верить отчету Агентства по управлению земельными ресурсами, сегодня не наблюдается

Идея провести инвентаризацию всех земель в стране витала в коридорах власти не один год. Однако решились на нее лишь нынешней весной, да и то после персонального поручения президента.
По сути, в ближайшие пару лет (до 2015-го) в Казахстане подведут итоги первой десятилетки действия Земельного кодекса и оценят качество частной собственности на землю. Пока, увы, оценки далеки от желаемого.
По словам председателя Агентства по управлению земельными ресурсами Кадырхана Отарова, из ныне проверенных объемов земли (около 30 миллионов гектаров запланировали к инвентаризации на этот год) 7 миллионов гектаров определили как неффективно и нерационально используемые. Из них 51 процент (или 3,5 миллионов гектаров) были “возмещены” или фактически возвращены в госсобственность. “Таких результатов за год мы добились впервые, - заявил Отаров. - Повторное вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель в истории страны сравнимо только с масштабами бывшего СССР при освоении целинных и залежных земель. Указанный объем достигнут благодаря четырем областям, таким как Алматинская, Актюбинская, Костанайская и Карагандинская, которые ввели в оборот более 2 миллионов гектаров, или 60 процентов от общего объема вовлеченных земель”.
Цифры, конечно, радуют, но на деле это означает, что в вышеназванных четырех областях (некоторые из которых являются житницей страны) огромные пространства оказались ненужными их владельцам. “Кроме того, по состоянию на 10 августа 2012 года в государственную собственность возвратили около одного миллиона гектаров земель, которые также должны быть повторно вовлечены в оборот”, - добавил Отаров. Уточнив, впрочем, что “вовлекать земли в экономический оборот без создания механизма экономического стимулирования или принуждения к рациональному использованию ранее представленных земель, конечно, проблематично”.
В настоящее время Минсельхоз вкупе с другими госорганами разрабатывает новый “экономический стимул” - повышенный земельный налог. В самое ближайшее время данное решение примут на уровне правительства. Это, как считает председатель агентства, позволит предотвратить факты неиспользования земель.
Еще один механизм воздействия на собственников - пересмотр договоров аренды. Право вносить в него поправки уже дано местным акиматам. Равно как и право одностороннего расторжения данных договоров в случае неисполнения землепользователем их требований: “Это будет служить самым главным рычагом при урегулировании данного вопроса... Договор аренды является самым главным документом, где отражаются все нормы и требования земельного законодательства, права и обязанности договаривающихся сторон по вопросам использования участков, и от его действия зависит обеспечение сохранения земель как природного объекта жизнедеятельности, ведь 99 процентов земель находится в государственной собственности. А государство дало нам право арендовать их надлежащим образом”.
К слову, власти признают, что при нынешних бюрократических процедурах отторжения арендной земли обратно в госсобственность гораздо проще говорить с арендатором при помощи экономических рычагов. Первый вице-премьер Серик Ахметов посетовал, что процедуры при возврате неэффективно используемых земель затягиваются на годы: “Прежде чем забрать, нужно сначала предупредить, после того как предупредить, его зарегистрировать. После регистрации надо год ждать. После того, как получишь право подачи в суд, проходит целая процедура в течение полугода”. Так что 3,5 миллиона возвращенных гектаров - это не результат проведенной инвентаризации, а работа местных властей за, как минимум, последних пару лет.
По мнению Ахметова, пора пересмотреть существующие правила и максимально упростить (желательно в самое ближайшее время) процедуры возврата земли.
Впрочем, инвентаризация касается не только сельхозземель. Немало бардака в другой земельной сфере - выделении заветных “конституционных” 10 соток под ИЖС.
Согласно действующему законодательству, такие земли под ИЖС могут выделять исключительно на подготовленных участках и только единовременно. Однако на деле оказывается, что многие тысячи соток выданы “в чистом поле” и по нескольку раз на человека.
Из проверенных 305 тысяч участков (всего за все годы действия программы их выделили 366 тысяч) 44 тысячи до сих пор не освоили. И это при том, что, как сообщил Отаров, “акция инвентаризации дала новый всплеск в вопросах освоения участков, на местах активизировалась работа по освоению таких участков”. Из 44 тысяч 9 тысяч участков возвратили в госсобственность (их совокупная площадь составила около тысячи гектаров). Основная масса возвращенных (почти 80 процентов) пришлась на долю Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областей. “Основной причиной неосвоения участков является неподготовленность массивов земель к ИЖС с соответствующей инженерной инфраструктурой”, - сообщил Отаров. То есть в населенных пунктах этих регионов пока еще есть затруднения с генеральными планами развития, которые и должны определять направления развития таких зон ИЖС. А если генпланы и существуют, то “ряд акиматов до сих пор не определились с вопросами финансирования... хотя во всех регионах работы по подготовке площадок для отвода земельных участков под ИЖС активизировались”.
Кстати, в ходе инвентаризации агентство предложило проверить и качество поступающих на землю заявок. Например, их ревизия в Актюбинской, Мангистауской областях и Алматы позволила сократить количество поданных заявлений в разы: “Данное уменьшение было обусловлено различными факторами, такими как неоднократная подача заявлений, отъезд из страны, добровольный отказ и другие. Из этого следует, что на местах до сих пор недостаточно уделяют внимания политике самой акции инвентаризации, основной целью которой является создание предпосылок для стимулирования ИЖС для граждан”.
Стоит добавить, что инвентаризация земель под ИЖС должна закончиться уже до конца этого года. По идее, после анализа ситуации ИЖС-программа должна активизироваться и без прежних ошибок. Или, как заявил Кадырхан Отаров, позволит обеспечить “установление справедливого механизма распределения земель”. Ну или, по крайней мере, выявить всю глубину коррупциогенности данной сферы.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение