|
Ботагоз Омар
Размещение Банка ядерного топлива в Казахстане позволит не только повысить имидж нашей страны (и привлечь инвестиции), но и даст дополнительную “подушку безопасности” от терроризма. Глава Казатомпрома убежден, что в этом случае беречь от угроз нас будет все мировое сообщество
Напомним, что в 2013 году одна из стран мира может стать площадкой, на территории которой разместят Банк ядерного топлива. На право размещать на своей территории объекты, на территории которых будет храниться материал Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), претендуют кроме Казахстана несколько стран, в том числе США, Россия, Германия.
Главная суть международного проекта сводится к тому, чтобы снабжать сырьем все государства, нуждающиеся в топливе для атомной станции. Как известно, любое производство топлива очень близко подходит к тем технологиям, которые позволяют работать над ядерным оружием. С тем, чтобы не было распространения таких чувствительных технологий, и размещается этот банк. Как заверяют эксперты МАГАТЭ, топливо будет поставляться в том количестве, в котором нуждаются страны, и не выше той цены, по которой его реализуют на мировых рынках.
Страна, на территории которой будет располагаться БЯТ, должна будет обеспечивать всю необходимую инфраструктуру по хранению материала, собственником которого будет являться МАГАТЭ. Предполагается, что затраты по содержанию и обслуживанию банка будут компенсированы казахстанской стороне собственником и участниками банка.
“Размещение международного Банка ядерного топлива в стране неоднократно увеличивает безопасность нашего государства. Все мировое сообщество будет нас охранять и беречь от терроризма”, - сообщил в ходе прошедшей вчера пресс-конференции глава НК “Казатомпром” Владимир Школьник. Он подчеркнул, что эта инициатива - политическая воля нашей страны и вклад в дело нераспространения ядерного оружия. “Если БЯТ разместят в нашей стране - это ее международное признание, признание наших технологий. А это, в свою очередь, и инвестклимат, и отношение к каждому из нас за рубежом. В деньгах мы ничего не будем иметь, но ничего и не теряем. Мы все равно охраняем этот склад, мы проводим систему вентиляции, систему очистки. Придет туда и международная культура безопасности, это тоже неплохо. Мы считаем себя самыми лучшими, но неплохо узнать, каков опыт мирового сообщества”, - резюмировал глава национальной компании.
В настоящее время в Казахстане ведутся работы по подготовке площадки для БЯТ (вместимостью 60 тонн) на Ульбинском металлургическом заводе, имеющем 50-летний опыт работы и хранения ядерных материалов в форме гексафторида урана. По словам Владимира Школьника, в настоящее время начались практические работы по размещению международного банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане.
Кроме того, по инициативе президента нашей страны Нурсултана Назарбаева, высказанной на саммите в Сеуле, международное сообщество обсуждает вопрос создания пилотного проекта государственной системы международного контроля и учета урана и его соединений.
Пока в мире нет такой системы, которая бы учитывала производство урана. Амбициозную задачу выстроить ее и представить мировому сообществу поставили перед собой отечественные ядерщики. “Мы над этой проблемой работаем напряженно, для этого надо создать математическую модель работы каждого рудника, оснастить соответствующими приборами, посчитать баланс. Это сложнейшая технологическая задача, мы ее решаем и считаем, что это будет невероятно большой вклад в дело мира, когда мы начнем считать весь уран. Это повышает надежность международного контроля за созданием ядерного оружия”, - проинформировал руководитель Казатомпрома.
Что же касается возможности строительства на территории нашей страны атомной станции, то в этом вопросе почти 20-летней давности по-прежнему неопределенность. “Пресса знает ровно столько, сколько и я, честно вам говорю. Вы знаете мое мнение, как специалиста, более 40 лет отдавшего этой отрасли: я считаю, что Казахстан имеет право, имеет опыт неменьший, чем кто-либо в мире, по эксплуатации атомных станций, по безопасной эксплуатации атомных станций. 25-летний опыт эксплуатации БМ-350 показал, что это была одна из лучших станций в мире, хотя эта станция - четвертого поколения, о которой сейчас все говорят”, - сообщил Владимир Школьник, отвечая на вопрос “НП”.
Глава национальной компании добавил, что Казахстан, располагающий огромными запасами угля и газа, не нуждается в большом количестве АЭС. По его словам, до конца года правительство Казахстана примет окончательное решение, быть ли в нашей стране атомной станции.
“По своему опыту могу сказать, что мы можем вообще обойтись и без атомной станции. Но когда начинаешь считать экономику, начинаешь понимать, какие выбросы мы делаем. Либо привезти с Ульбинского металлургического завода один грузовик топлива, которое будет работать целый год на атомной станции, ничего не выбрасывая, если она безопасна, конечно. Либо возить 6 или 12 миллионов тонн угля, из них - половина золы”, - отметил Владимир Школьник, подчеркнув, что окончательное решение по этому вопросу должно принять общество. “Должен быть референдум, и люди должны сказать, нужна им или не нужна. Но для этого надо знать. Если человек, который никогда не работал в этой отрасли, говорит - это опасно, а когда начинаешь спрашивать: почему опасно, ответ по-прежнему неопределенный: ну опасно. Так опасно ездить на автомобиле - это опасней, чем ездить на автомобиле? Автомобили ведь тоже разные бывают. То есть опасность измеряется в цифрах”, - отметил глава Казатомпрома.
Астана |