|
Ольга Шишанова
Недавно CNN закончил трансляцию серии программ “Взгляд на Казахстан”, подготовленных журналистами телеканала Джимом Клэнси и Фредом Плейтгеном. Несколько недель потребовалось авторам проекта, чтобы запечатлеть Казахстан в разных ипостасях. О том, что было во взгляде заокеанских профессионалов самым важным в раскрытии темы, в эксклюзивном интервью “НП” рассказал Джим Клэнси
- Господин Клэнси, “Взгляд на Казахстан” - это не первый Ваш проект подобного рода. Создавая схожие программы для Азербайджана, Индии, Филиппин, Польши и так далее, Вы пользовались единым сценарием?
- Мы с моим коллегой, как студенты, которые, прибыв на место, оглядываются вокруг в поисках нового, всегда искали что-то необычное. Скажу больше - создавая новую передачу, мы словно учимся каждый раз всему заново. Мы находим то, что восхищает нас в определенных местах, и хотим поделиться этим со всем миром. Фактически это и есть наша работа. И в Казахстане также очень много вещей, которые меня восхитили, удивили, и я очень хотел донести свои мысли до как можно большего количества людей.
- Сколько всего сделали подобных передач? В какой из названных стран было легче работать, в какой - сложнее?
- Всего я сделал около 12 подобных передач. В отношении стран мне больше всего запомнилась Южная Африка, где мне очень понравилось. Очень интересный опыт я получил в Индии. Мне кажется, что и Центральная Азия - очень неординарный и важный для мирового сообщества регион, и важность его возрастает с каждым днем. Кроме того, если вы журналист, то, приезжая в какую-то страну, вы обязательно задаете вопросы и слушаете ответы, а значит, можете найти много восхитительного. Например, в Казахстане на меня огромное впечатление произвела казахская национальная игра кок-пар. Это то, что удается увидеть не каждый день.
- Что послужило отправной точкой для создания цикла передач?
- Всегда получаешь удовольствие от того, что можно научиться чему-то новому - узнать о новой стране, новой культуре. CNN хочет поделиться этим со всем миром, потому что такие передачи воспринимаются совсем иначе, чем новости о жестокостях или о том, сколько плохого произошло по всему миру. Зрители устают от таких новостей. А наши проекты - это нечто совсем другое, интересное и новое.
- Вы сделали о Казахстане пять вечерних проектов. В чем изюминка каждого блока?
- Мой коллега Фред Плейтген в течение нескольких недель колесил по всему Казахстану, снимая сюжеты на самые разные темы, начиная от диверсификации экономики, природных ресурсов, туризма и тому подобного. По его словам, это было безумно интересно. Сам же я снимал сюжет про Астану, хотя, если оглянуться по сторонам, то мне интересно все вокруг. Мы с Фредом всегда пытаемся сделать каждый наш сюжет каким-то особенным и занимательным для зрителя. Например, в одном из сюжетов о вашей стране нам нравилось рассуждать, как соединяются прошлое, настоящее и будущее древнего города Туркестана, расположенного на Великом шелковом пути и на протяжении веков считавшегося центром развития торговли, что приносило достаток и процветание проживающему здесь народу.
- Что Вас поразило больше всего, когда Вы готовили цикл передач о Казахстане? С какими интересными людьми или событиями Вам довелось столкнуться?
- Я поразился своеобразному бэби-буму в вашей стране. Дело в том, что я был в Казахстане 21 год назад, когда у меня было интервью с Нурсултаном Назарбаевым, чья кандидатура тогда только выдвигалась в президенты и у которого я тогда спрашивал, каким он видит будущее Казахстана. Сегодня же, спустя столько лет, наблюдать разницу между тем, что было, и тем, что есть, - это все равно, что сравнивать день и ночь. Но я понимаю, чтобы достичь сегодняшних высот, сначала необходимо было преодолеть годы трудностей, испытаний.
- Чем отличаются, на Ваш взгляд, темпы развития Казахстана от других стран СНГ?
- По моему мнению, например, Казахстан, так же, как и Азербайджан, благословлен наличием природных ресурсов. Это немаловажный фактор. Взгляните на другие страны в регионе - Таджикистан, Кыргызстан, у которых нет столько природных ресурсов, ситуация в этих странах сложнее, политическая в том числе. В то же время в Казахстане, как и в США, очень трудно отследить момент улучшения жизни всех казахстанцев, а не только определенной кучки людей. И одновременно одним из вопросов, на мой взгляд, является возможность высказывать другие политические взгляды, взгляды на решение определенных проблем, причем решение всего этого гораздо сложнее, чем строительство Астаны.
- Ваш проект “Внутри Африки” получил премию и стал для Вас одним из самых успешных. Повлияло ли его создание на решение той проблемы, которую он в действительности освещал - проблему голода в мире?
- Мой репортаж скорее повлиял на то, что люди стали больше и чаще задумываться, что такая проблема существует на самом деле. Я вынашивал идею создания этой программы долгое время, считая голод одной из самых больших проблем в мире, которую тем не менее можно решить. Ведь проблема не в том, что кому-то из живущих на Земле не хватает еды, а в неправильном ее распределении.
- Какие еще столь же серьезные проблемы Вы отразили в своих репортажах?
- Одной из самых важных тем, помимо проблемы голода в мире, сегодня является работорговля. Мы имеем цифры содержащихся в рабстве людей гораздо большие, чем за всю историю существования работорговли. А для меня лично идея того, что один человек может содержать в рабстве другого, ужасна и абсолютно недопустима морально. Поэтому я по сей день исследую пути того, как можно решить эту проблему. Спасибо, что задали мне этот вопрос, потому что это напрямую затрагивает мои профессиональные качества журналиста, призванного донести до людей названные темы.
- А какой вопрос за всю Вашу многолетнюю журналистскую практику был для Вас самым необычным?
- Мне очень трудно ответить сразу. Хотя... это было в Ливане в 1995 году, когда меня похитил “Хезболлах”. Настроение, сами понимаете, у меня тогда было никакое. Но когда ко мне подошел очень влиятельный человек из другой военной группировки и спросил, хочу ли я прямо сейчас вернуться в свой отель, я, не задумываясь, вскричал: “Да!” Этот вопрос стал для меня тогда едва ли не самым лучшим за всю мою жизнь. После того, как у меня выпытывали, не являюсь ли я шпионом, не работаю ли на какие-то организации и так далее, вопрос о моем возвращении в отель стал полной и совершенно радостной неожиданностью.
- Будучи журналистом, какой вопрос Вы бы задали сами себе во время нашего интервью?
- Я бы спросил о том, что меня восхищает, что было в Казахстане 20 лет назад, и что в контрасте страна приобрела сейчас. Впрочем, мы с Вами это уже обсудили.
Фото Влада Бородина
Астана
|