ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Базарная безопасность События

Ботагоз Сейдахметова
Фонд Эберта и обзорно-аналитический журнал Exclusive на днях собрали экспертов, чиновников и бизнесменов, чтобы обсудить проблемы, которые возникают вокруг теневого бизнеса в Казахстане. Какой должна быть налоговая политика государства, чтобы малый бизнес вышел из тени? К чему может привести закрытие рынков и кто выйдет в ответ на улицу? Ведь в какой-то момент эта протестная масса может создать проблему национальной безопасности

Базары и рынки всегда выполняли особую роль в Средней Азии не только как способ выжить для многих людей, но так же, как место, где можно пообщаться, встретить старых знакомых, отдохнуть в чайхане. По сути, это такой культурный центр среднеазиатского происхождения, часть нашей национальной культуры.
Даже современные моллы и торговые центры - это тот же рынок, место для общения, только более модернизированный и под крышей. Так что закрывать базары, а тем более уничтожать их - означает уничтожение части национального духа.
Другое дело, что сегодня теневая экономика в Алматы - это в основном барахолка. Сама барахолка включает в себя огромное количество видов малого бизнеса: общепит, складские помещения, транспорт, рекрутинговые организации, игорный бизнес. Все они часто работают без соответствующего оформления, здесь используют труд незарегистрированных людей, с которыми не подписывают договора. На барахолке работают нелегалы из соседних стран - киргизы, узбеки. Кроме того, активно используют детский труд, есть даже случаи детской проституции. “По сути, это наша Хитровка”, - говорит Жанна Керимбаева, консультант ОЮЛ “Одак”.
Между тем само понятие “теневой бизнес” пришло к нам из 1990-х годов, когда рынки и базары буквально помогли выжить тысячам людей. Они не платили налогов государству, но и в ответ не требовали от государства ничего. Так что был такой молчаливый баланс, который был выгоден всем. Ведь то, что наши люди в голодные и мрачные 90-е сумели самостоятельно выжить и при этом не выйти с протестами на улицы, сохранило тогда стабильность государства. Тогда хорошо работала система: бизнесу важно не помогать, а важно, чтобы ему не мешали.
Но 90-е позади, и нам нужно строить цивилизованный рынок (в широком понимании этого слова). Это важно прежде всего для людей, которые заняты в теневом бизнесе, ведь они выпадают из системы социального обеспечения, в частности, из пенсионной системы. Кто завтра будет оплачивать их старость? Видимо, государство. А где гарантия, что через 10-20 лет такие возможности у государства еще будут?
Ведь легальный бизнес не только все налоги выплачивает, но также выполняет социально ответственную миссию.
По словам издателя Карлыгаш Еженовой, Казахстан на 58 процентов зависим от импорта. “Торговать намного легче при всех издержках, чем производить самим”, - считает она. Впрочем, есть и те, кто считает, что процент импорта в нашей стране уже достигает чуть ли не отметки 80 процентов, и это лишний раз подтверждает сказанное выше.
По мнению президента Независимой ассоциации предпринимателей Талгата Акуова, корень зла в отсутствии статистики реализации продукции. А реальная статистика не появится, пока предприниматель скрывает свои доходы. “Больше 30 процентов от своих доходов никто не покажет, - считает бизнесмен. - И все налоговики об этом прекрасно знают”. По его мнению, все дело в завышенном значении НДС, мол, если бы его сделать 1 процент, то все бы его с удовольствием и честно платили. И в результате была бы и реальная статистика, и доход в казну, и открытый бизнес.
А что на деле? Все малые предприятия освободили от уплаты НДС, в основном это небольшие торговые точки. Но пострадали оптовики, которые сотрудничают с такими предприятиями, ведь им приходится повышать цены на свой товар, чтобы оплатить НДС. Торговые точки идут за товаром на базар, где не могут получить расходную документацию. Получается замкнутый круг, который создает почву для коррупции. Взятки у чиновников укрупнились, потому что в эту сумму теперь включены все возможные риски.
Между тем одна из наиболее больших угроз теневой экономики - это угроза национальной безопасности. Если у человека отнять дом, машину, лишить его постоянного и стабильного заработка, под его обиду и злость можно подвести любой политический лозунг и вывести людей на баррикады.
По мнению аналитиков, если теневой бизнес будет составлять более 50 процентов от ВВП, то это прямая угроза национальной безопасности. Государственный переворот в Киргизии в 2005 году произошел именно при активной поддержке недовольных с крупных местных рынков “Дордой” и “Карасу”. Что касается Казахстана, то достаточно вспомнить потенциально опасные ситуации, связанные с борцами за праворульные машины и проблемой дольщиков. Собственно, наша газета довольно подробно отслеживала ситуацию с праворульками. На самом деле, тогда эта проблема кровно задела многих людей, так что при желании и определенном умении наша оппозиция могла бы подвести под все это некие политические лозунги и вывести людей на митинги. Видимо, тогда власти сумели правильно оценить ситуацию, чтобы не довести дело до беды.
И все же проблема теневого бизнеса в Казахстане стоит остро. Достаточно изучить ситуацию с барахолкой в Алматы, которая давно превратилась в государство в государстве. Там свои законы, свое правительство. И тупое закрытие такого монстра может только взорвать ситуацию.
Ясно, что необходим диалог между предпринимателями и государственными чиновниками, чтобы совместно решить, какие налоги и по какой системе необходимо выплачивать, чтобы всем было хорошо. Впрочем, я, как пессимист, часто думаю, что вертикальная государственная структура, на которой держится вся коррупционная система, попросту не позволит что-то радикально менять. И тогда количество недовольных, то есть протестная масса, может перейти в опасное качество.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение