|
Ботагоз Омар
Многие страны мира рассматривают Таможенный союз как некий “лакомый кусочек”, куда можно не только поставлять товар, но и вывозить сырье, что с учетом новых таможенных ставок гораздо выгоднее
Уже одно международное признание России в качестве энергетической сверхдержавы говорит о многом. Союз со страной, обладающей крупнейшими запасами природного газа, второй по размеру запасов и добыче нефти и восьмой - угля, сулит немало преимуществ для стран-партнеров.
Завидным потенциалом обладает и наша страна. 3,2 процента от общемировых запасов нефти (такова статистика доказанных запасов), а также крупнейшие запасы газа, угля и урана относят Казахстан в разряд энергетических держав.
Конечно, любая интеграция несет как плюсы, так и минусы. К примеру, в нашей стране главным минусом “тройки” стал рост таможенных пошлин, стимулирующих рост цен. Если с 2003 по 2009 год, до вступления в ТС, рост цен на продовольственные товары был плавным (не считая кризисного периода 2007-2008 годов), то в 2010 и 2011 годах, по данным Агентства РК по статистике, он составил 9 и 8,6 процента соответственно.
Одним из несомненных плюсов стала беспошлинная поставка топлива из России (в объеме шести миллионов тонн на Павлодарский нефтехимический завод). Правда, подсчитав многомиллиардные убытки (только, по прогнозам, на 2012 год в размере 780 миллионов долларов), российская сторона позже настояла на поставке нашей страной двух миллионов тонн нефти в качестве компенсации.
Единые принципы работы в рамках ТС создали условия для заключения соглашения по продаже второго 50-процентного пакета акций “Белтрансгаза” российской корпорации “Газпром” и по поставкам всего необходимого республике объема голубого топлива и транзиту российского газа по территории Белоруссии. Причем российский монополист не только купил за пять миллиардов долларов акции “Белтрансгаза”, что выше их рыночной стоимости, но и влил на счет белорусского правительства сумму 2,5 миллиарда долларов за последний пакет акций. Результатом соглашения стало также увеличение объема транспортировки российского газа через территорию Белоруссии в страны ЕС в 2012 году на четыре миллиарда кубометров, доведя его до рекордных 35,3 миллиарда.
Сотрудничество стран не могло не активизировать и сотрудничество в финансовой сфере. Один из наиболее ярких примеров - предоставление Сбербанком России и Евразийским банком развития льготного кредита Белоруссии в размере одного миллиарда долларов.
Безусловно, Таможенный союз с его 170-миллионным населением стимулирует свободный переток капиталов, рабочей силы и инвестиций. В этой связи союз трех стран, экономики которых взаимодополняют друг друга, вызвал огромную заинтересованность со стороны тех государств, об участии которых и не предполагали до создания “тройки”.
В июле 2010 года о возможности присоединения Сирии к зоне свободной торговли между Белоруссией, Россией и Казахстаном заявил сирийский президент Башар Асад, большую заинтересованность проявляет Вьетнам, в этом году возможно подписание соглашения о зоне свободной торговли между Таможенным союзом и Новой Зеландией. И это не считая государств бывшего Союза, лидеры которых периодически возвращаются к вопросу о вхождении в состав союза Казахстана, России и Белоруссии (включая Киргизию, Украину, Таджикистан и Армению).
Итак, энергетический потенциал “тройки” не вызывает сомнений. Немалую роль в вопросе интеграции играет финансовая модель, которая может быть взята за основу взаимодействия трех стран. Пока на высшем политическом уровне обсуждают вопрос создания единой валюты (которую президент нашей страны предлагает назвать евраз), эксперты оценивают потенциал по привлечению инвестиций, который у объединенной тройки заметно возрос.
Главы экономических ведомств трех стран не без гордости говорят и о темпах роста товарооборота, чему способствовало упразднение таможенных границ и, соответственно, уменьшение издержек бизнеса.
Благодаря принятию единых соглашений снизились и цены на железнодорожные услуги. По подсчету экспертов, удешевление железнодорожного транзита через Россию за один только год дало эффект казахстанской стороне в сумме около 350 миллионов долларов.
Как показывает текущая ситуация, границы “тройки” вполне могут расширить. Вопрос лишь во времени, которое требуется, к примеру, для согласования принципов ТС с принципами Всемирной торговой организации, куда намерены вступить как Россия, так и Казахстан.
Астана |