|
Юлиана Жихорь
Не зря у нас народ шутит, что для силовых структур в нашей стране закон не писан, а коли писан, то не читан. А зачастую так получается, что в одной инструкции встречаются даже противоречащие друг другу нормы. Что уж говорить об их соотношении с другими документами
Сегодня в Казахстане на законодательном уровне нет единого списка документов, удостоверяющих личность. Законопроект “Об удостоверяющих личность документах” одобрил мажилис накануне закрытия сессии. Так что в лучшем случае он ляжет на подпись президенту лишь к концу текущего года. Но именно он должен поставить окончательную точку в многочисленных спорах граждан с отечественными государственными структурами по вопросу: что есть паспорт гражданина РК и удостоверение личности.
Если верить имеющимся на сегодня различного рода правилам и инструкциям (разработанным, кстати, МВД), и паспорт, и удостоверение являются документами, удостоверяющими личность. То есть, по идее, имеют равнозначное хождение на территории страны.
Так, например, согласно Постановлению правительства РК от 12 июля 2000 года №1063 “Об утверждении Правил документирования населения Республики Казахстан” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12.2011 г.), документами, удостоверяющими личность, кроме всего прочего являются паспорт гражданина Республики Казахстан и удостоверение личности. А это означает, что граждане РК, имея на руках данные документы, могут совершать любые сделки, необходимым условием которых является наличие подобного рода удостоверяющих документов. (В настоящее время к ним также относятся: вид на жительство иностранца в РК, удостоверение лица без гражданства и удостоверение беженца.)
Инструкция о применении Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан также гласит: документами, удостоверяющими личность гражданина и подтверждающими гражданство Казахстана, являются удостоверение и паспорт.
Однако на деле оказывается, что применение паспорта гражданина РК у нас резко ограничено. В частности, в настоящее время исключена возможность зарегистрироваться по месту жительства, имея на руках данный документ.
Решение об этом приняли приложением к приказу МВД №631 от 28 ноября прошлого года “Правила учета зарегистрированных и снятых с регистрации граждан”.
Надо отметить, что данный документ, как и многие подзаконные акты у нас, противоречит сам себе. В частности, для регистрации по месту жительства гражданин РК обязан предоставить оригинал удостоверения личности, но при этом оговаривается: “оригинал паспорта гражданина Республики Казахстан предъявляется только при утрате удостоверения личности”. А вот для выписки - исключительно удостоверение. Пункт 18 данных правил гласит: “Для снятия с регистрации граждане предоставляют следующие документы: заявление в произвольной форме. В случае, если собственником жилища является несовершеннолетний ребенок, письменное заявление о снятии с регистрации предоставляют его законные представители; книгу регистрации граждан (при ее отсутствии - адресную справку, при отсутствии сведений в адресном бюро - дубликат адресного листка прибытия, имеющегося в адресной картотеке территориального органа внутренних дел); оригинал удостоверения личности (несовершеннолетние дети - оригинал свидетельства о рождении либо паспорт гражданина Республики Казахстан при его наличии)”. То есть для взрослых граждан Казахстана паспорт не действителен при выписке, а для детей - пожалуйста.
С проблемой разницы условий для прописки-выписки уже столкнулись многие астанчане. Не секрет, что уровень преступности в столице один из самых высоких по стране. И не одному десятку горожан “не повезло” - их документы украли как раз накануне необходимости выписки. В центрах одного окна у них с готовностью соглашались принять паспорт для регистрации по месту жительства, но категорически (ссылаясь на пресловутый приказ МВД №631) отказывались принять в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина.
А для многих, потерявших удостоверение, ЦОН прибавляет еще и процедуру опознания на предмет установления личности (и это при наличии паспорта). Якобы представленные гражданами документы вызывают сомнения в их подлинности или имеются основания полагать, что их предъявители сообщают о себе ложные сведения или не являются теми, за кого себя выдают. К слову, в военкоматах паспорта имеют хождение как при снятии с учета, так и при постановке на учет.
Парламентарии, рассматривая законопроект об удостоверяющих личность документах, заявляли, что закон утвердит список подобных документов на законодательном уровне и определит единые правовые основы их применения. Когда документ выйдет из парламента - неизвестно. Пока же целому ряду граждан страны приходится терпеть неудобства из-за того, что документ, юридически удостоверяющий личность и гражданство Казахстана, де-факто оказывается бесполезной в стране бумажкой.
Астана |