|
Ольга Шишанова
Сорок два года назад на казахстанском манеже состоялось первое отечественное цирковое шоу. А шесть лет назад 24 июля дал свое первое представление столичный цирк в Астане
Считается, что первый цирк открыл Филипп Эстли в 1768 году в Англии. Он построил большое здание с круглой ареной, вмещавшее большое количество человек, и, поскольку Эстли с детства увлекался лошадьми и верховой ездой, естественно, первыми номерами стали различные трюки на лошадях. Позже добавились другие жанры, хорошо известные современному зрителю, - клоунада, акробатика, жонглерство, фокусы, пантомима и дрессированные животные.
Сегодня в мире насчитывается около 200 стационарных цирков. Это без учета передвижных, кочующих, шапито и т.п., количество которых колеблется от сезона к сезону. Из этих двухсот три цирка находятся в Казахстане - в Астане, Алматы и Караганде. В будущем планируют возведение цирков в Шымкенте и Актобе.
К сожалению, цирк всегда считался искусством, к которому в народе было предвзятое отношение - как к чему-то детскому и несерьезному. И в то же время цирк - это солидный элемент престижа любой страны, в которой он есть. Взять хотя бы канадский “Дю Солей” или московские цирки на Цветном бульваре или на Вернадского.
Впрочем, не всем удается попасть в столь именитые мэтры, хотя
Максим Никулин, художественный руководитель цирка на Цветном бульваре, утверждает, что любой цирк может быть рентабельным, а свой так и вовсе называет прибыльным. Выручка за один вечер в его цирке составляет четыре с половиной тысячи долларов, не считая продажи различных цирковых сувениров. Прибыль цирк инвестирует в себя: на ремонт здания, покупку современного светозвукового оборудования, в постановку программ. На запуск новой программы цирк на Цветном бульваре тратит около 60 тысяч долларов. За год только в постановки инвестируют 350 тысяч. Но самое главное, что в России сохранилась цирковая школа, воспитывающая конкурентоспособных учеников.
У казахстанского цирка тоже есть свои традиции - например, сильная школа подготовки наездников. Кстати, джигитовке не учат больше нигде в мире, кроме как в странах бывшего Союза. В этом направлении пробовали работать в Болгарии, пытались сделать номер в Китае, но у них ничего не получилось, потому что, как говорят сами цирковые, у них нет традиции, нет чувства лошади.
А в остальном сегодня Казахстан пытается вернуть артистов, разъехавшихся по самым лучшим циркам мира 20 лет назад, но, к сожалению, кроме званий пока ничего предложить не может.
Казалось бы, что с 2006 года, когда начал свою работу столичный цирк Астаны, цирковое искусство могло выйти на новый уровень. За несколько лет создали приличную программу, артистов в труппу набирали по всему Казахстану, переманили немало творческих сил из Алматы, но цирк в Астане до сих пор не обрел своего имени и своего статуса.
И это несмотря на то, что отдельные артисты нашего цирка пользуются огромной популярностью в разных странах мира. Например, казахстанский жонглер, мастер велосипедных трюков Павел Полистовский вошел в двадцатку лучших представителей циркового искусства в мире. “Творческий рост цирка будет только тогда, когда будет конкуренция. Для этого должна быть частная структура, как на Западе, - считает Павел. - Сейчас цирковое искусство терпит кризис, люди, в общем, перестали посещать цирки. Поэтому профессия должна трансформироваться. Цирк все равно полностью не исчезнет, всегда будет нужен хороший или плохой клоун, который придет на день рождения, покажет фокус. Но нужна новая форма. К примеру, за границей я видел шапито, где днем показывали детские представления, а вечером все перевоплощалось в варьете, где у артистов были более открытые костюмы, шоу становилось более зрелищным в расчете на взрослую публику”.
Но в Казахстане цирк как искусство для взрослых вообще не воспринимается и развивается совсем в другом направлении - корпоративно-развлекательном. “У нас каждый артист занимается самопиаром. Жить на те деньги, что платят в цирке, нереально. Поэтому остается зарабатывать на корпоративных вечерах и праздниках”, - делится артист Курбан Додарходжаев.
“Нашему цирковому начальству проще получать деньги от гастролеров, чем вкладываться в создание программ, - считает еще один цирковой артист. - Ведь в цирковом искусстве ценятся именно находки. Да, многие наши артисты успешны за рубежом, но как-то все это очень разрозненно, бессистемно. Наш цирк полностью не гастролирует дальше Казахстана, потому что вряд ли кому-то будет интересна программа с двумя стоящими номерами и остальным балластом”.
Вместе с тем необходимо отметить и слабую социальную защищенность работников циркового искусства, для которых на сегодняшний день самыми актуальными являются вопросы низкой заработной платы и снижения пенсионного возраста, особенно учитывая тот факт, что в мировой практике работники циркового жанра выходят на пенсию к 40 годам.
Так, средняя зарплата казахстанского циркового артиста едва дотягивает до 200 долларов в месяц. Для сравнения - в Китае только за одно представление артист зарабатывает до 300 долларов, зарплата российских артистов за одно представление составляет от пяти тысяч рублей (25 тысяч тенге) и выше, в европейском цирке артист зарабатывает в день от 100 до 300 евро.
А пока в Казахстане находят для себя нишу неофициальные гастролеры. Бизнесом это назвать трудно - за выступление залетным циркачам удается собрать максимум пять тысяч тенге, но чаще - две-три тысячи.
Астана |