Алла Иванилова
Генеральная прокуратура научит госорганы соблюдать дисциплину. Поможет в этом надзорным органам новый инновационный проект “Айкын” - “Прозрачность”. Теперь каждый заявитель может отследить судьбу своего обращения в любой госорган
В отечественных министерствах и ведомствах процветает бюрократизм. Порой дождаться ответа на письмо так же нереально, как найти затонувшую Атлантиду. Еще сложнее проследить весь “путь” обращения. Председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
Сауле Айтпаева признает: “Еще не все гладко в этой сфере. Количество обращений остается высоким, и нередко граждане проходят все ступени инстанций только потому, что чиновниками по-прежнему допускаются нарушения сроков рассмотрения обращений, формальное рассмотрение, даются неполные ответы, а иногда и вовсе отписки”.
Действующая в настоящее время система исключает возможность оперативного, а иногда и качественного информирования заявителя. Это подтверждают и статистические данные. Так, в 2011 году количество обращений физических и юридических лиц в государственные органы составило более 20,5 миллиона, из них 14 657 рассмотрели с нарушением срока. В первом квартале этого года в госорганы уже обратилось свыше 4 миллионов заявителей, из которых 1272 обращения рассмотрели с нарушением срока.
Чтобы изменить ситуацию, Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры разработал проект “Айкын”, предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан. При подаче обращения в любой госорган заявитель получает от сотрудника канцелярии талон с индивидуальным 18-значным номером. По данному “коду” он может получить информацию о ходе и результатах своего обращения по телефону, смс или через сайт комитета. В случае нарушения данного порядка заявитель может обратиться в call-центр Генпрокуратуры по номеру 115.
Обратившийся в госорганы может в режиме реального времени отслеживать не только данные по своему заявлению, но и факты нарушения сроков рассмотрения. При этом обеспечивается постоянный контроль со стороны надзорных органов.
В прошлом году по проекту “Айкын” проводился эксперимент в структурных подразделениях акимата Акмолинской области. По его итогам в акимате города Кокшетау из более чем 6,5 тысячи лиц, обратившихся в госорганы и получивших талон, 70 процентов отслеживали свое заявление. “Бумаготворчество, лишняя волокита уходит с этими индивидуальными номерами”, - заметила Сауле Айтпаева.
Внедрение “прозрачной” системы будут осуществлять поэтапно в течение 2012-2014 годов. С 1 июля она уже начала действовать во всех центральных государственных органах, расположенных в Астане.
Дальнейшее внедрение проекта запланировали в аппаратах акимов областей и городов Астаны, Алматы - с 1 апреля 2013 года, аппаратах акимов районного и городов областного значения в госорганах областного уровня - с 1 января 2014 года, в государственных органах городского и районного значения - с 1 января 2015 года.
В Генпрокуратуре уверены, что проект “Айкын” не только послужит искоренению коррупции, но и предотвратит все ее предпосылки, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан.
Астана |