Константин Маскаев
На этой неделе казахстанцам показали, как выглядят новые водительские удостоверения и автомобильные госномера - государственные регистрационные номерные знаки (ГРНЗ)
Председатель Комитета дорожной полиции МВД Казахстана Берик Бисенкулов разъясняет по поводу изменения дизайна номерных знаков следующее.
- Прежде у нас было буквенно-алфавитное выражение, а теперь мы перешли на цифровое. Это делается для узнаваемости, для чтения. 01 у нас Астана, 02 - Алматы, а дальше у нас уже по алфавиту кодировка идет, - рассказал глава Комитета дорожной полиции журналистам.
И сразу возникает вопрос к главному дорожному полицейскому - а разве до этого момента у нас были проблемы с “узнаваемостью” и “чтением”? И у кого-то, в первую очередь у сотрудников дорожной полиции, возникали вопросы о принадлежности машин с литерами A, B, Z, M, F, S и так далее к конкретным городам и регионам страны? А теперь, следуя логике полицейского, всем будет однозначно понятно: где дом родной для машины с кодом “05”, а откуда приехал “11-й”, “ноль-третий” или “15-й”...
На новом номерном знаке появятся флажок Казахстана и международный транспортный знак государства KZ. Первую партию МВД планирует выпустить уже в августе.
Номера пока существуют в виде образцов, их представили в Астане в среду. Чтобы представить, как это будет выглядеть, можно вспомнить номерные знаки ближайшего соседа - Российской Федерации. Тот же цифровой код региона, индивидуальное для каждого транспортного средства сочетание букв и цифр. Только флажок государства размещен в другом месте.
И хотя об обязательной замене старых номерных знаков вроде бы речи не идет, возникает пара вопросов: “Зачем?” и “Кому это выгодно?”
Оказывается, поясняет Бисенкулов, Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о дорожном движении. В связи с чем приводит государственные регистрационные номерные знаки в соответствие с требованиями конвенции. Интересно, говорится ли что-то в данной Конвенции о состоянии дорог, обязательном наличии дорожного сервиса на загородных трассах, недопустимости поборов со стороны дорожных полицейских и прочих особенностях, над которыми нам тоже не помешает поработать? Почему мы так охотно идем на смену вывесок или разного рода табличек и уделяем гораздо меньше внимания куда более серьезным проблемам?
Но вернемся к номерам. Конечно, следование международным конвенциям весьма позитивно отражается на имидже Казахстана. И позволяет казахстанским автомобилям свободно передвигаться за границей. Но для этого не обязательно менять дизайн государственных регистрационных номерных знаков! Оказывается, достаточно, чтобы такой знак соответствовал простым условиям. Состоял из цифр либо из цифр и букв. Цифры должны быть арабскими, а буквы - заглавными и латинского алфавита. И достаточно! Кроме этого на каждом автомобиле, находящемся в международном движении, должен помещаться сзади отличительный знак государства, в нашем случае - KZ. Либо этот знак может помещаться на номерном знаке.
Еще одно требование к госномеру, диктуемое нам конвенцией, касается удобства его чтения. Нужно, чтобы номер различался днем в ясную погоду с расстояния не менее 130 футов (40 метров). На мотоциклах и особо маленьких авто допускаются номера меньших размеров.
То есть достаточно, чтобы обладатели наших нынешних привычных номеров, отправляясь за рубеж, наклеили на него светоотражающий флажок Казахстана, на автомобиль сзади - знак KZ, и счастливой поездки!
Чем же не угодили сегодняшние номера? И зачем же тогда обосновывать новшество стремлением к соответствию упомянутой международной конвенции?
Теперь о форме новых номерных знаков. Представленные знаки имеют одну форму - полосные, вытянуты по горизонтали (так называемый “тип-1”). Но вот ниши под номерные знаки на автомобилях разных марок выполнены и под вытянутые, и под “квадратные” номера (соответственно, “тип-2”). И Казахстан до сегодняшнего дня выглядел в этом плане куда более прогрессивным, поскольку нашим автовладельцам не приходилось уродливо выгибать полосные номерные знаки под “квадратные” ниши, как в этом приходится изощряться тем же россиянам. У нас при постановке автомобиля на учет и получении нового номерного знака специалист дорожной полиции справлялся о марке авто и выдавал номера соответствующей конфигурации - чтобы автомобилист не прибегал к этому откровенному уродству.
К слову, изменение формы номерного знака существенно влияет на его читаемость. И формально может стать поводом для претензий со стороны дорожного полицейского. Интересно, глава ведомства предусмотрел для своих коллег такую возможность? Или это спонтанно так удачно вышло? |