|
Юлиана Жихорь
Резонность и резонерство
Вчера сенат обсудил Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. На правительство вновь вылился ушат критики за нерасторопность и разгильдяйство
Сенаторы, как и их коллеги из мажилиса, поставили в упрек Кабмину недоисполненные миллиарды, недоимку по налогам и чрезмерное увлечение капитализацией квазигосударственного сектора. “500 миллиардов тенге мы фактически потеряли”, - возмущался суммами сенатор Жумабек Турегельдинов.
“Если изучать мировой опыт, то в Сингапуре разрешают не осваивать 5 процентов выделенных средств, в США, Англии, Германии - от 5 до 10 процентов. Финансовые системы этих стран ориентированы на результат, и их министерство разрешает переносить остаток неиспользованных средств на следующий год, нарушением это не является. Оставшиеся неиспользованными средства в нашем случае, я считаю - в рамках норм мировой политики”, - парировал глава Минфина Болат Жамишев. (Напомню, что согласно отчету, наибольшая сумма неосвоения приходится именно на Минфин - около 10 миллиардов тенге. Второй по задолженности - Комитет национальной безопасности с 9,8 миллиарда. В МЧС оказались лишними 6,5 миллиарда тенге, в Минздраве - 3,1 миллиарда. Министерство индустрии и новых технологий - главный оператор Программы форсированного индустриально-инновационного развития - не освоило чуть меньше трех миллиардов.)
Светлана Джалмагамбетова возмущалась, что “правительство принимает государственные программы очень серьезные, солидные, очень хорошо пропагандирует их... А как их выполняют - никогда не подводит итоги. Подводит итоги только положительных сторон. А проблемные вопросы, негатив, выводы из всего этого - я подобного никогда не видела в работе правительства”. По ее данным, из 7231 пункта программы “Питьевые воды”, рассчитанной на 8 лет, исполнили только половину. Из зоны Кабмина (они сидят в парламентских залах на специально отведенной для них территории) тут же донеслось, что выводы из прошлой программы “Питьевые воды” сделали. И в новой программе “Ак булак” учли все недочеты. (В пресс-зале тут же пошутили: “Выводы сделали, ошибки-недочеты подсчитали, теперь с новыми силами будем реализовывать их в “Ак булаке”.)
“Сейчас обсуждение освоения бюджета у нас переключилось просто с кассового исполнения: потрачено, израсходовано или не израсходовано - в плоскость оценки достижений конечных показателей, - возмутился было Болат Жамишев. - Те стратегические планы, которые на сегодняшний день разрабатывают государственные органы, и которые представляются вам, позволяют оценивать те задачи, которые ставят. И при отчете смотреть, какие результаты достигаются. Да, действительно, не всех результатов достигают. Но при этом хотел бы сказать, что правительство анализирует причины как связанные с организацией работы, так и собственно с самими показателями”. Так, например, министр напомнил депутатам, что парламентарии критикуют Минтруда фактически за то, что жизнь в стране становится лучше - неиспользованными по этому ведомству остались средства, предусмотренные на увеличение числа получателей пособий. “Понятно, что пытаться угадать количество получателей пособий на конец года - это не есть правильный выбор конечного ориентира, основной ориентир - это исполнение обязательств перед всеми, перед кем государство должно свои соцобязательства выполнить”, - отрезал Жамишев.
Впрочем, его попытки отстоять собственную правоту сенаторы восприняли в штыки. В отличие от нескольких прошлых лет в адрес Кабмина не прозвучало (ни из уст сенаторов, ни из уст мажилисменов) похвалы - одна критика.
Через неделю парламентарии соберутся на совместном заседании палат, чтобы утвердить отчет Счетного комитета. Если верить ползущим по Астане слухам, депутаты на этом совместном заседании инициируют вотум недоверия правительству как наказание за некачественное исполнение бюджета. Якобы именно поэтому обе палаты столь яростно набросились за Кабмин, а лидер КНПК Владислав Косарев предложил коллегам “подумать о том, кому оказать недоверие”.
Астана |