Алла Иванилова
В последние годы в Казахстане участились случаи педофилии. Счет чудовищных преступлений в отношении детей уже пошел на десятки, и чиновники намерены ужесточить наказание за подобные деяния
Только за 9 месяцев прошлого года зарегистрировали 111 случаев педофилии, что на 17 фактов больше, чем в 2010 году. И хотя в Министерстве внутренних дел заверяют, что по каждому такому факту проводится тщательное следствие, а виновных наказывают по всей строгости закона, общество требует кардинальных перемен в этом вопросе. В некоторых государствах уже пошли по этому пути. Госдума России в феврале этого года приняла в третьем чтении президентский законопроект о пожизненном заключении и принудительных медикаментозных мерах для педофилов. В частности, предполагают такую карательную меру, как химическая кастрация. При этом пожизненный срок и кастрацию будут применять лишь к тем насильникам, что совершили преступление в отношении детей моложе 14 лет. (При первом чтении этот “порог” достигал 18 лет.) Если потерпевший старше этого возраста, то преступник сможет попросить о кастрации добровольно. Но окончательное решение будет принимать суд после специальной экспертизы. Помимо этого в законе ужесточили наказание за изготовление детской порнографии. Однако многие российские депутаты все равно считают химическую кастрацию полумерой. Им вторят медики, которые признают: лечение педофилии представляет значительные трудности и может быть эффективным только при наличии осознанного согласия и твердой установки на терапию у пациента. По их словам, один укол никакого эффекта не даст. Он подавит выделение тестостерона, но если терапия не продолжится, сексуальное влечение у человека возникнет вновь. В этой связи депутаты и врачи предлагают пожизненную изоляцию педофилов, изнасиловавших детей до 14 лет. Аналогичная норма действует в США, где насильникам малолеток не разрешают жить среди обычных семей.
Химическую кастрацию узаконили в Эстонии. Лечение применяют как предварительное условие для досрочного освобождения или как часть наказания, заменяющего лишение свободы. По согласию заключенного ему может быть назначено лечение сроком от 18 месяцев до 3 лет. Но если осужденный прекратит терапию, ему придется отбывать наказание в тюрьме. После серий скандалов, связанных с педофилией и инцестом, в Польше разработали закон о применении химической кастрации в отношении педофилов и насильников, который вступил в силу в 2010 году. Прежде чем вынести решение о химической кастрации подсудимого, суды должны будут принять во внимание мнения психиатров. Кроме того, процедура применяется только после того, как преступник отбудет тюремный срок.
В Казахстане ужесточили наказание за педофилию в 2010 году. Тогда максимальный срок за насилие над детьми увеличили с 15 до 20 лет. Помимо этого в начале 2010 года приняли поправки в Трудовой кодекс, запрещающие педофилам работать “в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц”.
Самым ярым сторонником более жесткого наказания для тех, кто совершил насилие против детей, в Казахстане является сенатор Гани Касымов. Он выступает не только за химическую кастрацию, но и за пожизненный срок для таких преступников. Депутат постоянно поднимает эту тему и обращается с запросами к руководству страны. Так, в одном из последних ответов на запрос премьер-министр согласился с сенатором и сообщил, что дал поручение Министерству юстиции и МВД пересмотреть наказание за педофилию. В частности, поправки планируется внести в Уголовный кодекс и Закон “О защите прав ребенка”.
Однако в Казахстане есть те, кто выступает против химической кастрации. В частности, правозащитники называют эти меры “пытками” и напоминают, что Конституцией нашей страны и Конвенцией против пыток ООН, которую Казахстан ратифицировал, такие деяния запрещены. Кроме того, некоторые считают, что для начала следует навести порядок в судебной системе и объективно подходить к расследованию подобных дел, чтобы потом не получилось, что кастрировали ни в чем неповинного человека.
Астана |