|
Съезд религиозных лидеров в Астане привлек внимание не только представителей различных конфессий, но и политиков разных стран. В кулуарах мероприятия “НП” удалось пообщаться с личным представителем президента Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), экс-президентом ПАСЕ Мавлютом Чавушоглы и руководителем офиса президента ПАСЕ Петром Зихом
|
Мавлют Чавушоглы |
- Господин Чавушоглы, какую бы Вы, как представитель ПАСЕ, могли дать оценку диалогу, состоявшемуся в Астане?
- Я не первый раз в Казахстане. И для меня дорога эта страна прежде всего потому, что это земля тюркских людей. Именно поэтому здесь любой тюркоязычный, в том числе и я, турок, чувствует себя как дома.
Казахстан сегодня играет важную роль как для Центрально-Азиатского региона и всего тюркского мира, так и для Европы и всего мира. Ни в коем случае не потому, что в вашей стране есть нефть и газ. Казахстан играет важную роль в работе международных организаций. В частности, очень удачно ваше председательство в ОБСЕ.
И тот факт, что уже четвертый раз в Казахстане проходит конгресс лидеров религий, - это самый настоящий показатель толерантности вашего народа. Сегодня Казахстан является ярчайшим примером страны, где в мире проживают представители около 140 различных наций и около 40 конфессий.
Я придаю большое значение диалогу и очень высоко оцениваю роль Казахстана в этой сфере.
- Когда созывался I Съезд лидеров мировых и традиционных религий, говорили о том, что подобные встречи станут некоей интеграционной площадкой - интеграцией интересов религий на благо общества. Однако лидеры собираются уже четвертый раз, но, как говорят в Интернете, есть только разговоры об интеграции, но нет самой интеграции. Более того, во всем мире продолжают нарастать межрелигиозные конфликты. С Вашей точки зрения, как может помочь такое собрание лидеров религий улучшению ситуации? Ведь это не только религиозные конфликты, но и политические проблемы. И эти проблемы в Европе на одном из первых мест после экономики.
- Честно говоря, один конгресс, проводимый раз в три года, не сможет решить все эти проблемы.
Безусловно, очень важно то, о чем говорят лидеры религий на этом съезде. Это позволяет наладить диалог на “высшем” религиозном уровне. И во многих странах, в тех же Турции и России, идет хороший диалог между религиями.
Без сомнения, религиозные лидеры несут большую ответственность. Недостаточно просто выступать на конгрессах. Они должны работать в своих странах ежедневно. В своих выступлениях, в своей работе они подчеркивают, что нетерпимость - это преступление против человечества, и они должны отстаивать эти слова в своих странах.
Но, конечно, политики тоже несут ответственность. К сожалению, в Европе растет поддержка экстремистских партий, что, по сути, идет в разрез с нашими ценностями. И поэтому и политики, и неправительственные организации должны подключаться к процессу и прилагать все усилия для поддержания мира.
Так что Съезд лидеров мировых и традиционных религий - это очень большое событие, но мы не должны ожидать, что такой конгресс решит одномоментно все проблемы. Нужно время, чтобы поменять менталитет народа.
- Господин Зих, по мнению ряда экспертов, образование Евросоюза повлекло обострение религиозной ситуации. На фоне экономической интеграции сегодня наблюдается столкновение цивилизаций, столкновение культур. Казахстан сейчас интегрируется с соседними государствами. Многие говорят, что Казахстану пусть не сейчас, но в ближайшей перспективе также предстоит пережить этот период.
- Я не верю, что создание ЕС и Совета Европы или других интеграционных структур поспособствовало обострению нетерпимости или расизма. Есть такие популисты, которые помогают обострению: они используют экономический кризис для наращивания своего электората. Это видно в том числе и по лозунгам, по языку, которые они используют. Сегодня даже традиционные партии начинают пользоваться выражениями экстремистов. Я уверен, что экономический кризис пройдет (возможно, в некоторых странах он будет продолжаться дольше, в некоторых - меньше), но я опасаюсь, что обострение радикализма с этим кризисом не закончится. Более того, я считаю, что этот процесс продолжится.
Что касается Казахстана, то я за экономическую интеграцию и в этом регионе. Не могу давать советы лидерам, участвующим в интеграции стран, но я думаю, что политики понимают, что экономическая интеграция должна основываться на общих ценностях.
- Господин Чавушоглы, на прошлой неделе в Астане, в кулуарах экономического форума, шутили, что сейчас Турция радуется, что она не вошла в еврозону. Турция радуется?
- Я не знаю, кто радуется
(смеется). Возможно, бизнесмены радуются, но не политики.
Я считаю, что этот кризис подтвердил то, что мы всегда отстаивали: что Евросоюз нуждается в Турции, а Турция - в Европе. Мы готовы интегрироваться в Евросоюз. Но, кажется, в ЕС есть несколько очень важных стран, которые не готовы принимать Турцию в ряды ЕС. У Турции очень быстро развивающаяся экономика, и это может помочь экономически Евросоюзу.
Мы доказали, что Турция не создает проблем для своих соседей. Наоборот, она помогает их решать. Но Евросоюз и особенно западные страны должны понять, что такие страны, как Казахстан, Россия, Турция, Украина, очень полезны ЕС в политическом и экономическом смысле. Они должны это понять и не блокировать интеграцию с этими странами.
- Господин Зих, в Таможенный союз входит страна, которую очень не любят в ЕС, - Белоруссия. Не явится ли она неким тормозом для сотрудничества между ЕС и ТС ?
- Это правда. Белоруссия для нас, как “черная дыра” в Европе. Вопрос не в том, что мы изолируем Белоруссию, вопрос в том, что Белоруссия изолируется от нас. ПАСЕ сделала все возможное для налаживания взаимоотношений с Минском. Мы даже были готовы предоставить Белоруссии статус специального приглашенного, разумеется, на определенных условиях. Но в Минске не захотели пойти на эти условия. И я лично разочаровался. Мы готовы были помогать сближению, но они не сотрудничают с нами. Там были проблемы и до выборов, и после выборов. Это до сих пор единственная страна в Европе, где казнят людей.
Есть такое чувство, что Белоруссия хочет участвовать во всех европейских структурах, но не хочет соблюдать их условия. В Минске должны понять, что такое невозможно.
- Как Вы считаете, могут политические разногласия между ЕС и Белоруссией повлиять на сотрудничество ЕС и Таможенного союза?
- В сегодняшнем мире нельзя отделять политику от экономики, нельзя отделять рыночную экономику от демократии. Но не думаю, что Евросоюз будет наказывать все страны региона из-за одной страны.
Беседовала Юлиана Жихорь
Астана |